Как воздействует молитва на организм

Самое подробное описание: как воздействует молитва на организм - для наших читателей и подписчиков.

Как молитва влияет на человека и его сознание

Религия относится к вечной теме и является объектом постоянных споров и дискуссий. Людям всегда было интересно понять, как действует на человека молитва (одно из главных понятий любой религии). Что это: действительно ли способ «связаться» с кем-то свыше либо просто психологический инструмент, который помогает человеку успокоиться или найти силы действовать. Как молитва влияет на человека и его сознание?

Что такое молитва?

Существует огромно количество определений молитвы. Как молитва влияет на человека и его сознание? Во-первых, это важная часть духовной жизни религиозного человека. Во-вторых, это обращение к Богу (в любом его проявлении). В каждой из религий есть свое определение молитвы и своя форма молитвы. Молитва обязательно предполагает наличие веры в существование Бога либо Сверхъестественной силы. Она может быть как словесной, так и мысленной, выражать просьбу либо благодарение.

Люди обращаются к молитве, когда находятся в какой-то критической ситуации. Трудно представить себе человека, который молится, находясь в эйфории радости и счастья. Мы прибегаем к молитве в трудности, тем самым надеясь разделить свои проблемы с кем-то другим. В этот момент мы верим, что молитва будет услышана. Таким образом, молитва освобождает человека от стресса, как будто исцеляет организм, избавляет от тревог.

Механизм молитвы.

Отвечая на вопрос, как молитва влияет на человека и его сознание, невозможно не обратиться к Слезину Валерию Борисовичу. Именно этот человек занимался научным изучением влияния молитвы на наше здоровье.

Он хотел узнать не просто психологическую сторону вопроса, но и связать молитву с нейрофизиологией. Ученый основывался на законе симметрии в науке. Известно, что существует состояние бодрствования и сна. Сон может быть быстрым и медленным. Это уже доказанные научные факты. Слезин смог доказать существование и состояния «медленного бодрствования». Он пришел к выводу, что это молитва.

Он вместе со своими коллегами – сотрудниками лаборатории нейропсихофизиологии, провел эксперимент. В нем участвовали представители православия и католицизма, а также приверженцы медитаций. Эксперимент, как молитва влияет на человека и его сознание, длился полчаса. Участники читали про себя стихотворение, а затем молитву. Оказалось, что при чтении первого, ритмы человека учащаются, а при молитве, наоборот, ослабевают и практически сводятся к нулю. Таким образом, улучшается эмоциональное состояние человека: нормализируется пульс, давление, выравнивается дыхание. Одним словом, человек успокаивается.

Как молитва влияет на человека и его сознание: при молитве человек освобождается от травмирующей его действительности. А когда «возвращается», оценивает проблему уже совсем по-другому.

Психологи о молитве.

Верующие считают молитву для человека естественным состоянием. С точки зрения религии, молитва является актом коммуникации между Богом и человеком. У психологов свой взгляд на вопрос, как молитва влияет на человека и его сознание. Известно немало случаев, когда смертельно больные люди излечивали себя длительными молитвами. Что это: чудотворное влияние религии или сила самого человека?

Любой психолог скажет, что самовнушение имеет огромную силу для человека. Молитва в таком случае представляет именно такой механизм. При произнесении молитвы человек настраивает себя на благоприятный лад, он просит о том, что ему особенно важно в данный момент. Все дело в том, что молитва представляет собой не абстрактное убеждение, а конкретное стремление, призыв к реализации той или иной цели (просьбы).

Таким образом, молитву называют «четвертым сознанием человека». С одной стороны, это мощный психологический инструмент, с другой же, молитва имеет благоприятное влияние на физиологическое состояние человека. И все это объясняется не действием сверхъестественных сил, а научными законами.

  • Как цвет влияет на человека
  • Как Луна влияет на человека
  • Как влияет собака на здоровье человека
  • Как хождение босиком влияет на человека: секреты красоты и здоровья

Не объясняется это научными законами Татьяна. Молитвой человек приближается к Богу и исцеляется.

Влияние молитвы на психологическое состояние человека.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемы связанные с духовностью человека отражаются на его психическом и физическом здоровье.Врач и святой исповедник, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: “Душа человеческая по природе христианка, и если не питается она пищей духовной, то наступает тяжелое хроническое голодание этой несчастной души. И как человек голодающий, не имеющий пищи, становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно, раздражаются: легко брызжут слезы из глаз их. И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких раз духовной, а они этой пищи не дают им”.

По данным моего исследования, основанного на опыте практического консультирования за последние семь лет, растёт число тех, кто обратился за помощью и большинство из обратившихся находились в депрессивном состоянии.

Сегодня молитвы широко используются в христианской психологии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии. Но, несмотря на достаточную изученность данной темы и активное применение молитв в жизни человека, научных данных о влиянии молитвы на психологическое состояние человека ещё очень мало.

Молитвенное состояние положительно влияет на психологическое состояние человека и сознание,что и подтверждают отечественные психологи- Шеховцова Л.Ф., 2009 г., Василюк Ф.Е 2008 г., а так же священнослужители, которые имеют многолетний практический церковный опыт помощи людям, зависимым от наркотиков, алкоголя, азартных игр, компьютера. Это, например, Священник Алексий Мороз,2008 г. Так или иначе, миллионы людей в современной России вовлечены в православные и другие христианские практики и мировоззрение. По моему мнению, исследование механизмов влияние таких практик на психологическое состояние человека может открыть новые пути на интеграцию различных представлений о сознании и оказать существенную поддержку всем специалистам, профессионально работающим в области консультирования, психотерапии, целительства и т. д.

Мой опыт практической консультационной работы, анализ специальной литературы, беседы со священниками показали мне необходимость поиска эффективных и безопасных методик, которые позволили бы помогать человеку в кризисных и тяжелых психологических состояниях, поднимать его дух, гармонизировать общее состояние организма. Рекомендуя человеку молитву в одних случаях как психотерапевтическую технику, в других как сильное просветляющее и исцеляющее средство я наблюдала на протяжении последних семи лет положительную динамику и изменения в лучшую сторону у обратившихся за консультацией, а так же у их родственников и знакомых.

Высокая активность на экранах ТВ коммерческих фильмов и шоу, культивирующих насилие, агрессию не является положительным примером для подражания у подрастающего поколения, что также отражается на стиле мышления, низком духовном развитии и соответствующем образе жизни. Потеря духовных ценностей и ориентиров за последнее время, переориентации населения, в основном, на материальные ценности не создаёт условий для здорового и полноценного образа жизни. Эти социально-психологические факторы приводят к дисгармоничному душевному состоянию, что отрицательно сказывается и на организме человека в целом, его здоровье.

Преподобный Серафим Вырицкий написал с надеждой на будущее духовное возрождение России в 1939 году стихотворение:

«Пройдёт гроза над Русскою землею,

Народу русскому Господь грехи простит,

И крест святой Божественной красою,

На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

От сна греховного к спасенью пробудит,

Открыты будут вновь обители святые,

И вера в Бога всех соединит».

Стоит рассмотреть подробнее влияние молитвы на психологическое состояние человека из моей практики, на примере(имена,фамилии и грод изменёны):

За помощью в феврале 2010 года в состоянии крайнего отчаяния обратилась

Анна: её муж Г. находился третий день в реанимации в очень тяжёлом состоянии после неудачной попытки суицида (решил повеситься). Г. 38 лет, страдал от алкогольной зависимости, последнее время находился в депрессивном состоянии из-за проблем на работе и больших долгов. После беседы с его женой мною было принято решение непрерывно молиться за жизнь и здоровье Петра Г. f а так же самой Зинаиде Г. в течение всей ночи, её соседке Антонине К., которая порекомендовала обратиться ко мне за помощью. Спустя трое суток Анна., соседка Г. и Анна. позвонила мне и сообщила, что Пётр благополучно миновал кризис и переведён из реанимации в общее отделение больницы. Через некоторое время Г. выписался из больницы. Я считаю, что в данном случае молитва дала Надежду родственникам, утроив психические и духовные силы, укрепив веру в выздоровление Г. Что, наверное, и сыграло свою положительную роль, повлияв на выход из кризисного состояния самого Г. Я могу предположить, что коллективная молитва с обращением к Богу с просьбой за другого человека помогает ему справиться в стрессовых и тяжелых жизненных ситуациях, быстрее выздороветь и вернуться к полноценной жизни.

Есть и другие примеры благоприятного влияние молитвы на психологическое солстояние человека и членов его семьи.Так же имеет большое значение когда сам консултант,психолг или целитель молиться за клиентов.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что используя молитву как:

– психотерапевтическую технику можно добиваться эффективного улучшения психологического состояния;

– средство, просветляющее и укрепляющее духовную сферу человека, с помощью которого можно достичь более глубоких изменений в сознании человека. А также трансформации, которая и приводит к исцелению и изменению ситуации вокруг.

У большинства обратившихся за помощью, практиковавших молитву, по моим исследованиям, наблюдается более стойкий и положительный результат в улучшении и психологического состояния, чем у тех кто не практиковал молитву.

Процесс исследования и опыт моей практической консультационной практики доказал, что молитва как психотерапевтическая техника является эффективным и приносящим позитивные результаты методом в работе с определённой категорией людей и положительно влияет на психологическое состояние. Так же исследование молитвы в аспекте её положительного влияния на духовную сферу человека доказало её исцеляющее действие. Таким образом, можно сказать, что практика моления вводит человека в особое состояние, в котором он выходит на связь с Богом. Более того, такое состояние является так же необходимым для человека, как, например, сон. Вполне возможно, что умиротворенное состояние души необходимо нам потому, что наша душа в этот момент общается с Богом.

Всё сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, что при соблюдении рекомендаций правильного моления, молитва оказывает положительное влияние на психофизиологическое состояние человека. Правильная молитвенная практика :

1.Способствует трансформации ряда психологических и соматических проблем (тревога, депрессия и т.д). А также патологических зависимостей: алкоголизма, игромании, наркомании;

2. Ориентирует человека на гармонизацию, изменяя ситуацию вокруг;

3. Призывает к внутреннему движению. Человек понимая скрытый смысл молитв, приходит к духовному очищению, а значит происходит и его личностное развитие;

4. Способствует оздоровлению человека, увеличивает его энергетический потенциал;

5.Провильная методика моления позволяет увеличить продолжительность человеческой жизни;

6.У человека развивается способность сопереживания;

7.Уменьшается воздействие психологического стресса, а значит возрастают защитные фукции организма.

Закончить хочу стихотворением:

«Больную исцели мне душу!"-

С мольбою прихожу я в Храм

Ответы Отче ясно слышу:

"Прости грехи своим врагам.

Молитва в горе бережёт,

Вы все мои большие дети,

Любовь вас к ближнему спасёт.

И совесть лучший из судей,

Снисходит с Выше откровенье –

Да будет мир среди людей.

У каждого свой крест земной

Любви откройте настежь дверцу

Путь к Богу- ваш удел мирской".

Свята Божественная сила,

В душе покой и благодать

Молитва душу воскресила,

Я жажду жить и созидать!

Комментарии

Моя статья о положительном влиянии молитвы на психологическое состояние человека.Чему есть научно подтвержденные факты.

Практикование мантр тоже даёт положительный эффект,но молитва,особенно непрерывная ,всё таки сильнее.

О посте и молитве. Размышления уверовавшего врача.: Как пост и молитва влияют на организм человека

И как вошел Иисус в дом, ученики Его

спрашивали Его наедине: почему мы не

могли изгнать его? И сказал им: сей род

не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Мк.9,28,29

В предыдущих главах мы рассмотрели значение поста и молитвы в деле нравственного совершенствования – значение их для души человека, здесь же разберем вопрос о значении поста и молитвы для тела человека и постараемся доказать, что этими средствами можно пользоваться для предупреждения и излечения некоторых заболеваний.

Наш век, как известно, характеризуется сильным развитием нервных заболеваний от простой нервной неуравновешенности до тяжелых душевных заболеваний. Причину этого печального явления принято видеть главным образом в тяжелых условиях современного существования, созданных цивилизацией, в напряженной “борьбе за существование”. Объяснение это представляется слишком односторонним.Мне кажется, что одной из главных причин усиленной нервности современных поколений является не столько тяжесть внешних условий существования, сколько иное отношение к жизни современного человечества. И в прежние времена были иногда в течение целых столетий весьма тяжелые условия для жизни если не всех, то по крайней мере для значительной части людей. Возьмем, например, времена гонения на христиан или время инквизиции, когда не только имущество и другие жизненные блага, но и сама жизнь человеческая не была гарантирована от жесточайшего произвола, а между тем тяжесть внешних условий не вела к тем последствиям, какие мы наблюдаем в настоящее время. Да и теперь, если ближе всмотреться в жизнь, мы увидим, что наибольший процент нервных заболеваний падает на долю более обеспеченной части общества, тогда как менее обеспеченные слои, терпящие ежедневную нужду, не ведающие почти совсем никаких земных радостей и благ, являются более уравновешенными в нервном отношении и более здоровыми. Сравните,например, с деревенским поселянами нашу истощенную, слабонервную городскую интеллигенцию. Что же помогало и помогает некоторым несчастным людям не заболевать нервными болезнями, а мужественно переносить все невзгоды житейские и не только от этого не слабеть духом, а становиться еще более духовно крепкими и здоровыми, иногда даже способными на подвиг?

Помогала глубокая вера в Бога и присутствие в душе укрепляющей благодати Божией, а вместе с этим христианский взгляд на жизнь и правильное отношение к несчастьям земной жизни.

Истинный христианин смотрит на земную жизнь как на краткий период общего существования, данный человеку Богом не для того, чтобы возможно больше насладиться всеми радостями земными , а чтобы, принимая с благодарением все то, что посылает Бог на долю каждого, подготовить себя, сделать себя достойным благ другой, загробной жизни, “идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание,, но жизнь бесконечная”. На земные несчастья такой человек смотрит, как на испытание, посылаемое Богом для исправления, смотрит с надеждой, что вследствие благости и милосердия Создателя за испытаниями непременно последуют светлые дни, если не в этой жизни, то в будущей. Христианин даже боится слишком большого счастья, ибо знает, что оно временно, а иногда ведет к пороку. “Вот горе, что горевать не о чем”, – говорит русская пословица. Даже сама смерть не представляется страшной, ибо верующий человек смотрит на нее только как на переход к иной жизни, за которой последует всеобщее воскресение. “Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, то и Он отречется от нас”, – говорит апостол Павел (2 Тим. 2, 11-12). “Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое ; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь”, – поучает апостол Петр (1 Пет. 4, 15, 16). Такой взгляд на жизнь имели христиане в древности, такой взгляд (не в целом, а в известной части, не в форме философских определений, но в общем жизненном отношении) на жизнь имеет и теперь лучшая часть старшего поколения верующих. Посмотрите, с каким философским спокойствием они умирают. В этом-то терпеливом миросозерцании человек черпает духовную силу; этот взгляд служит и утешителем, и наставником, и целителем душевных недугов. В нем заключается причина нервного здоровья. Если по немощи человеческой и являются на время ропот, уныние или тоска, эти первые источники нервного расстройства, то истинно верующий человек прибегает к Богу, идет в церковь молиться, и молитва подкрепляет его поколебавшуюся веру в милосердие и благость Божию и возвращает ему вновь прежнюю бодрость духа.

Не так смотрит на жизнь и относится к ней современный интеллигент и “полуинтеллигент”, зараженный неверием и индефферентизмом, в душе которого воспитывался не христианский идеал, как его понимали прежде, а иной идеал, созданный современной цивилизацией, и в некоторых частях своих прямо противоположный идеалу христианскому. “Мой Коля будет ученым и докажет, что Бога нет”,- говорит своему пятилетнему ребенку современная мать, гладя его по курчавой невинной, но восприимчивой головке. “Бога нет”,- безапелляционно заявляет ученик шестого класса, начитавшийся популярных статей о дарвинизме, позитивизме и черной магии. “Жизнь дана для наслаждений”,- философствует 18-летняя девушка, остригшая себе волосы в знак независимости и равноправности с мужчиной и успевшая уже вкусить различного рода “земных наслаждений” в непомерном для ее возраста количестве. “Это не человек, а тряпка без самолюбия”, “Задеть себя я не позволю”,- слышится на каждом шагу, свидетельствуя, что принцип христианского всепрощения очень слабо развит в современном обществе, что кротость и смирение ставятся ниже гордости и самолюбия, которые уже не считаются величайшими из грехов и пороков, а необходимым атрибутом каждого “порядочного” человека. “Не могу, не могу и не могу”,- беспрестанно повторяет современная слабонервная барышня, долечившаяся до полной невозможности понять, что средство против ее вечного “не могу” находится в ней самой, в ее воле и разуме а не в тех пузырьках, которых она выпила несколько сотен и которые, быть может, еще более расстраивают ее здоровье. Вступая с подобными взглядами в жизнь, современный человек очень скоро принужден бывает разочароваться во всем.

Большинство Коленек и Васенек, которых современные маменьки прочили в великие люди, один по малоуспешности, другой по недостаточному благонравию, дурному поведению не проходят даже всего курса средних учебных заведений, а, будучи принуждены оставить их, потом остаются недовольными, в силу прежнего воспитания, своим жизненным положением. Многие из достигших после огромных трудов и усилий, а иногда и неправедными путями вожделенного места в обществе опять-таки попадают в конце концов в разряды “недовольных” отчасти вследствие того, что не по своим способностям “дерево срубили” и надорвались, а отчасти вследствие чрезмерного честолюбия, развитого современным воспитанием непропорционально духовным дарованиям, которое делает человека вечно к чему-то стремящимся и вечно недовольным своим положением. Отсутствие веры в Бога, в загробную жизнь и воскресение делает наше существование лишенным всякого смысла. “Для чего я живу?”недовольно задает себе вопрос вчерашний школьник. И, не имея возможности в силу безбожного воспитания дать на него ответа, он погружается в порок или впадает в уныние, или кончает “глупую” жизнь самоубийством.

Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока наконец измученный человек не поймет, что нервное “не могу”, которое под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в “могу”. В самом деле, если вы страдаете пороком сердца, то вы ни при каких условиях не можете без одышки влезть на высокую гору, если у вас сильный катар желудка, то после принятия грубой, раздражающей пищи вас вырвет, где бы вы не находились, чем бы вы ни были заняты, это “не могу” абсолютное, но не совсем другое – нервное “не могу”. Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает “не могу” в “могу”. Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности – изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное “не могу” в “могу”. Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления. “Все это очень хорошо”, скажут мне, “но где взять веру, если ее нет в сердце твоем?” Да стоит только посмотреть, на чем основано неверие. На недомыслии и на увлечении соблазнительными теориями человеческими. Но ведь теория, по самому определению, не есть непреложная истина, а только предположение ума человеческого, объясняющее наиболее удовлетворительно для данного времени известную группу явлений. Пройдут года, явятся новые мыслители, откроются или, вернее обратят внимание на новые факты, и прежняя теория рассеивается, как дым, уступая место новому человеческому предположению. Тысячу примеров мы можем найти в истории наук, как известная теория, очень долгое время удовлетворявшая умы человеческие, с течением веков не только уступала место другим, иногда прямо противоположным воззрениям, но и предавалась полному забвению. Это особенно относится к теориям биологических наук, самые догматы, основные положения которых часто допускают двоякое толкование и во всяком случае далеко не имеют ясности и очевидности, например, математических аксиом. “Несокрушимая теория или теория, близкая к пределу несокрушимости,- говорит Капентер в своей весьма интересной статье “Современная наука”, в сущности есть такая же нелепость, как и несокрушимая броня. Против данных ядер всегда можно найти достаточную броню, но против данной брони всегда можно найти такие ядра, которые ее сокрушат”.

Возьмем для примера теорию Дарвина, столь многих соблазнившую и до сих пор еще соблазняющую. Дарвинисты говорят: мы открыли два великих фактора в природе – закон борьбы за существование и закон естественного отбора, которые проливают свет на тайну мироздания и во всяком случае естественно и просто объясняют всю красоту и удивительную целесообразность видимого мира, заставлявшую прежнего человека видеть во всем этом какое-то чудо и преклоняться пред ним. Но так ли это? Объяснили ли вы три основные великие чуда – это появление материи, появление жизни и появление разумного существа среди животных. Первый вопрос вы даже не затрагиваете, принимая материю., как нечто вечно существующее. Что касается второго чуда – появление жизни, то здесь опять мы не находим в вашей теории ответа. Непроходимая пропасть, отделяющая живой мир от мира неодушевленного, нисколько не сделалась менее глубокой от Дарвиновской теории. Переход от материи к жизни вами не найден. Что общего между комком мертвого белка и живой, организованной клеточкой. Там, в первом,- вечный покой, здесь – жизнь, вечное движение.

Мы можем, правда, заставит атомы материи двигаться, соединяться в более сложные тела до белков включительно, но сделайте, чтобы этот белок сам превратился в химическую лабораторию, сам стал вырабатывать в себе силу разумную, дающее движение разумное, целесообразное, направленное к поддержанию индивидуума и потомства. Это человеку невозможно, здесь необходимо допустить присутствие особой разумной Силы. Вы отрицаете качественную разницу, разницу по “существу” между животными и человеком, а признаете только разницу количественную, смотрите на человека, как только на высшее по организации животное (homo), и ищете и надеетесь найти со временем переходные формы между высокоорганизованными животными и человеком. Вы говорите, между высшими обезьянами и первобытным дикарем больше сходства, чем между тем же дикарем и современным европейцем. Но так ли это? Если бы это было верно, то вполне естественно и логично было бы изменить существующую классификацию и отнести некоторые наиболее дикие народы к роду обезьян, а не к роду homo – человек. Однако это, кажется, не приходило в голову ни одному естествоиспытателю. Очевидно, следовательно, что в этом рассуждении взят какой-нибудь несущественный признак, только внешнее сходство, существенным же признаком, отличающим каждого самого дикого человека от самого совершенного животного, является присутствие в человеке особого духовного начала, которое проявляется тремя признаками – религией, философией и нравственностью – альтруизмом. Эта разница качественная, существенная, и никакие переходные формы здесь немыслимы. Найдите мне животное с религией и народ без религии. Не найдете, точно также, как не найдете животное, способное любить своего врага, не того человека, который его кормит, но который его бьет. Диогены тоже мыслимы только в человечестве. Вы объяснили будто бы целесообразность в организованной живой природе, но как объяснить эту удивительную целесообразность в неорганизованной природе? Как объяснить, что одна только вода, вопреки общему для всех тел закону, от холода не сжимается, а расширяется, и что было бы, если бы это было иначе? Это исключение из общего закона, имеющее столь громадное значение в жизни мира, необыкновенно целесообразное, так и остается чудом, не объяснимым никакими человеческими теориями.

Открытые Дарвиным законы имеют место в природе, но их значение очень ограниченное, частное, а отнюдь не то общее, какое хотели им предать. Сам Дарвин, по-видимому, вначале сознавал это и назвал свою теорию скромным названием “Теория происхождения видов”, а не родов и классов, то есть теорией, объясняющей происхождение пород. Но уже потом последователи этой теории, а отчасти и сам Дарвин по свойственной человеку способности увлекаться своими открытиями, увлеклись и без достаточных оснований слишком смело обобщили частный, сравнительно мало значащий факт. Это теперь сознается уже многими мыслителями и натуралистами. Очень поучительной и назидательной в этом отношении является вышеупомянутая статья Эд. Карпентера “О современной науке”.

В этой статье Карпентер доказывает, что ни астрономия, ни физика, ни химия, ни биология, ни социология не дают нам истинного знания действительности. Все законы, открываемые этими науками, суть только обобщения, имеющие приблизительное – и только при незнании и игнорировании других условий – значение законов, и законы эти кажутся нам законами только потому, что мы открывает их в области, удаленной от нас по времени и пространству, и мы не можем видеть несоответствия этих законов действительности. Вот что дословно пишет автор статьи: “Надо признаться, что теперь после многолетнего расцвета науки, несмотря на поклонение, ею вызываемое, и на упование, что наконец-то старый мир попадется в ее тщательно расставленные сети, именно теперь наука почти во всех своих отраслях заблудилась в безвыходном лабиринте; наука потерпела неудачу, потому что она пыталась все исследования природы обосновать исключительно на почве рассудка, пренебрегая остальными основными задачами, необходимо входящими в нее. Она потерпела неудачу, потому что предприняла невозможную задачу, ибо найти и точно обосновать рассудочное изображение мироздания невозможно,- такое ограничение достоверности науки признано большинством мыслителей, занимавшихся этим вопросом”. О теории Дарвина он выражается так:” “безнадежная недостаточность Дарвиновой теории выживания наиболее приспособленных особей. ” и заканчивает свою статью следующими словами: “может быть, в один прекрасный день будут завершены те яркие облачения, в которые драпируется современная научная теория (имеющая ту особенность, что только ученые могут ее видеть), и когда, как ожидается, человечество будет торжественно шествовать в этом новом облачении на удивлении всей вселенной, какой-нибудь ребенок, как а Андесеновской сказке о новом царском платье, вдруг с порога своего дома закричит: “да на нем нет ничего”, и среди некоторого общего смущения все увидят, что ребенок был прав” (статья Карпентера “Современная наука”).

Пора оставить это помрачающее увлечение опытной наукой, пора отвести истинное место среди человеческих знаний, пора понять, что она изучает только механизм явлений и ни на йоту не осветила нам сущности явлений. Постигнув механизм явлений, она может нам его воспроизвести, и этим нас поражает и ослепляет, но сущность явлений, мировые вопросы остаются по-прежнему неразрешенными. Возьмем, например, физику – ее учение о свете. Пока она изучает механизм этого явления, законы распространения света и прочее, она остается строго позитивной, но лишь только она вздумает заглянуть поглубже, узнать, в чем сущность света, она должна допустить, что все мировое пространство наполнено особой невесомой, неощущаемой материей – световым эфиром, который мы можем познать только путем отвлеченного мышления, значит, в природе, кроме видимого и ощущаемого, существует еще, так сказать, “вещества невещественные”, которые мы постигаем путем отвлеченного мышления. Если сущность таких сравнительно простых явлений, как свет, современная наука не может объяснить без допущения “вещества невещественного”, то что говорить о сущности таких сложных явлений, как явления биологические.

Теперь перейдем к положительным доказательствам. возьмем пророчества. Может ли просто человеческий ум предсказать за несколько столетий какое-либо историческое событие со всеми его подробностями, как это предсказано в пророчестве о всей жизни Иисуса Христа, о судьбе еврейского народа, о судьбе различных древних городов?! “Да. но это все так кажется лишь в том случае, если мы изучаем пророчества в славянском переводе 70-ти толковников; если же прочесть их в подлиннике, то никаких пророчеств не окажется”,- возражал мне один современный скептик. Странное возражение. Еврейский народ уже, наверное, знает пророчества не из перевода 70-ти толковников, но он твердо верит в них, твердо верит в пришествие Мессии на основании пророчеств, только по понятным причинам (гордость и тщеславие фарисеев помрачили их разум) утверждает, что Он еще не пришел. Апостолы и евангелисты и вообще писатели первых веков, наверное, тоже изучали пророчества не по переводам, а в подлиннике, однако это не мешало им утверждать то же, что утверждает Православная Церковь.

Что касается другого, сходного с предыдущим возражения, будто каждое пророчество может иметь два толкования, то, конечно, ум человеческий очень гибок и изворотлив, особенно на злое, и способен придумать какое-либо объяснение каждому явлению, каждому событию, противоположное общепринятому. Но именно в пророчествах встречаются столь определенные места, которые при всей изворотливости ума человеческого едва ли могут иметь два объяснения. Возьмем, например, пророчества о времени пришествия Спасителя, недаром почти весь мир, как гласит история, ждал пришествия Мессии именно около того времени, когда родился Христос. А главное, это возражение применимо только к отдельным пророчествам, если же взять их во всей совокупности, то мы увидим, что тут никаких других толкований немыслимо допустить, кроме общепринятого.

В этом отношении очень поучительна книга Кейта “Доказательства истинности христианской веры, основанные на пророчествах”. В этой книге, кроме пророчеств о пришествии Мессии, рассматриваются еще пророчества, касающиеся судьбы различных народов и древних городов, причем путем сопоставления их с научными исследованиями доказывается, что все пророчества этого рода исполнились с буквальной точностью, как исполнилось пророчество Христа о разрушении Иерусалима и Иерусалимского храма. “Не останется камня на камне”,- сказал Иисус Христос, и действительно, история гласит, что император Адриан в конце концов, после нескольких попыток евреев восстановить город, велел вспахать, пройти плугом все то место, где был древний город, в знак совершенного уничтожения города, основав на развалинах римскую колонию “Элия Капитолина”.

Как бы сознавая всю недостаточность приведенных возражений, некоторые из современных скептиков говорят еще, что некая шайка обманщиков, в течение целых веков морочащая глупое человечество, составило это пророчество уже после совершившихся событий. Но как могли тогда ими пользоваться писатели первого века, например, апостол Матфей, написавший свое Евангелие 7 лет спустя после Воскресения Христова, а главное, как они могли попасть в еврейский подлинник. Все это не возражения, а только тенденциозные ухищрения, могущие многих соблазнить, но никого убедить.

А откровения? Например, откровение апостолу Павлу, о котором он сам лично рассказывает в различных местах своих Посланий, и которое произвело коренной переворот в его убеждениях и жизни. Тысячи подобных откровений написаны и переданы потомству различными лицами, вполне заслуживающими доверия, мало того, лицами святыми, то есть настолько высоко стоящими в нравственном отношении, что всякая ложь в их устах является немыслимой, невозможной. Вспомним откровение Августину Блаженному, Ефрему Сирину и многим другим святым. Уже одних этих фактов пророчества и откровения, казалось бы, было достаточно, чтобы убедить каждого неверующего в том, что Бог не только существует, но что Он – сила живая, разумная, действующая, а не какое-то безличное “начало всех начал”.

А евангельские события, засвидетельствованные пером и кровью четырех евангелистов, учеников Христа и очевидцев всего описанного! Здесь скептики опять указывают на вышеупомянутую шайку мировых обманщиков. Но ведь лгать можно ради корысти, ради славы, просто из любви к этому искусству, но за ложь лишить себя всех земных благ, предать себя гонениям и мучениям, идти с радостью на крест им эшафот противно природе человеческой.

А вся духовная жизнь человека, которая есть вечная борьба двух начал – доброго и злого! Откуда это? Откуда зло и откуда добро? Это не праздный вопрос, а вопрос, занимавший умы великих людей и философов. Этим вопросом интересовался мыслитель Вл. Соловьев и путем философских соображений пришел к заключению, что зло и добро не только идея, понятие, а реальная сила, действующая вне нас. Такого же воззрения держится на этот предмет и Православная Церковь (см. “Три разговора” Вл.Соловьева).

А вся наша внешняя жизнь разве не вечное чудо, ряд необъяснимых явлений и фактов? Сегодня ты богат и славен, завтра – сгорело все твое имущество, и ты стал нищ, жалок. Сегодня ты здоров и крепок, поражаешь всех своим умом и красотой, завтра лопается у тебя какая-то кровеносная жилка или попадает злокачественный микроб, и ты лежишь на столе “бесславен и безобразен” или на всю жизнь становишься калекой, уродом. Откуда, как, зачем, почему?- спрашиваем мы невольно и, не будучи в состоянии дать себе определенного ответа, говорим:”так решила судьба”, тем самым признавая и Бога, и Промысел Его.

С узкой, земной, современной точки зрения, многое здесь может показаться простой случайностью, действием неразумной слепой судьбы, но взгляните на все это глубже с другой, более широкой точки зрения, обнимающей не только одну нашу земную жизнь, и вы ясно усмотрите во всем происходящем руку всемогущего и премудрого Создателя.

А нетление тел святых угодников Божиих? А множество чудесных исцелений, проистекающих и в наше время от них и от чудотворных икон, и другие свидетельства милости и благодати Божией! Отрицание всего этого голословно, основано не на серьезном изучении вопроса, а на том только, что признание этого противоречит господствующему материалистическому общему мировоззрению, истинность которого, однако, никем не доказана. В то же время существует много книг, наполненных описаниями чудесных исцелений; некоторые из этих описаний производят неотразимое впечатление. Возьмем факт исцеления сына старшего врача Болховского полка Матвеева от тяжелого дифтерита, засвидетельствованный особой комиссией описанный в статье об открытии мощей свт. Феодосия Углицкого (“Прав. Вестник”, 1896г., 30 и 31 июля). Мальчик был при смерти, сыворотки тогда еще не было. Вот как сообщает об этом отец самого больного, врач: “Лицо и шея представляли одну бесформенную массу. Истощение тела достигло высшей степени, несмотря на хорошее питание. Сердце слабо билось. Все разнообразные медицинские средства не приносили никакой пользы. Тогда я, посоветовавшись с товарищем, доктором Рыбальским, лечившим больного совместно со мной, пришел к заключению, что надежды на выздоровление нет никакой, о чем и объявил жене. В отчаянии мать пошла в собор, где ей дали пелену от святителя Феодосия Углицкого. По возвращении ее домой мы возложили на голову младенца пелену, которую он облобызал. Минут через 10 больной попросил посадить его в постель поиграть. С этого дня началось медленное поправление здоровья сына, окончившееся полным выздоровлением. Твердо верю и убежден, что выздоровление моего сына Виктора произошло только чудотворением от мощей и по молитвам преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского!”

Ведь все это игнорировать или объяснить словами: враки, случайность, совпадение или придумать для объяснения какое-нибудь хитрое словечко, ничего в сущности не объясняющее, вроде “нервное”, “гипноз”, “психоз”, по меньшей мере легкомысленно.

Здесь мне невольно припоминается один факт, имевший место в Москве в конце прошлого столетия, в то время известный из газет, вероятно, всей читающей России. Я говорю о чудесном исцелении благодатию Божиею одного из доцентов Московского университета от сикоза бороды – особой болезни кожи – воспаление кожных мешочков, заключающих в себе корни волос. Так вот этот приват-доцент, известный всему московскому ученому миру, в течение продолжительного времени тщетно лечившийся у всех русских и заграничных знаменитостей от своей мучительной болезни, наконец, измученный, разочарованный, идет по совету кого-то к простой женщине, которая предлагает прийти с ней вместе на другой день в храм Божий и помолиться. Больной в точности исполняет сказанное, и болезнь чуть ли не на другой день бесследно исчезает. Все это случилось на глазах московского ученого мира, обычное в подобных случаях отрицание, недоверие к самому факту (“что-нибудь да не так”) было невозможно. Факт установлен твердо, надо было его так или иначе объяснить, и вот собирается по этому поводу заседание общества невропатологов и психиатров. Здесь все объяснили двумя словами “нервное” и “гипноз”. Решили, что и сикоз может быть на нервной почве, а раз нервы – то всякое излечение следует объяснять гипнозом. Наконец, у приват-доцента болезнь через некоторое время возобновилась, вероятно потому, что вместо уверования и благодарения он начал сомневаться, и человеческий гипноз оказался совершенно бессильным.

Конечно, если так относиться к фактам, то не может быть и речи о чудесных исцелениях: все “нервы”, все “гипноз” – нервная чахотка, нервный рак, нервный ревматизм, нервный катар желудка.

Но немногие из неверующих современников обдумывали и изучали все те основания, на которых зиждется вера. Большинство просто увлечено общим потоком неверия и ослеплено авторитетами Дарвина, Ренана и “свободных” представителей современной интеллигенции. В противовес я укажу на авторитет известного мыслителя, поэта и философа Владимира Соловьева. Обширная эрудиция, совершенное знание истории, прекрасное знание иностранных языков и, между прочим, древнееврейского, в связи с выдающимся природным умом, не помешало, однако, этому человеку остаться глубоко и истинно верующим христианином, признавать все догматы Православной Церкви и доказывать, что Воскресение Христово есть только истина веры, но и истина разума.

“Воскресение Христово есть торжество разума в мире. Оно есть чудо лишь в том смысле, в каком первое новое проявление чего-нибудь как необычное, непостижимое удивляет или заставляет чудиться. Если мы, забыв о результатах всемирного процесса в его целом, будем только следить за различными новыми проявлениями, то каждое из них представиться чудом. Как появление первого живого организма среди неорганической природы, как затем появление первого разумного существа над царством бессловесных было чудом, так и появление первого, всецело духовного и потому не подлежащего смерти Человека – Первенца от мертвых – было чудом. Если чудесами были предварительные победы жизни над смертью, то чудом должно признать и победу окончательную. Но то, что представляется как “чудо”, понимается нами как совершенно естественное, необходимое и разумное событие. Воскресение Христово истина всецелая, полная – не только истина веры, но, главное, истина разума. Если бы Христос не воскрес, если бы Каиафа оказался правым, а Ирод и Пилат мудрыми, мир оказался бы бессмыслицею, царством зла, обмана и смерти”.

Вот что говорит Вл. Соловьев на 246-й странице своего предсмертного произведения “Три разговора”:

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах “очи мысленные”, “ум и очи сердечные, яже ко спасению”. Эти “очи” даны человеку Богом для познания великих истин.

Простите за невольное отступление, и перейдем снова к оставленному нами вопросу: откуда взять веру, если ее нет в сердце нашем, как воспитать в себе христианский взгляд и отношение к жизни.

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва.Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.

Начните только молится, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли. В настоящее время в подобных случаях в медицине все чаще и чаще начинают прибегать к лечению, заключающемуся в удалении от домашней обстановки, от семьи, в специальное лечебное заведение на более или менее продолжительное время, 4-6 месяцев.

Главными моментами в этом лечении признаются: 1) психическое воздействие врача, который при ежедневном посещении больного старается, так сказать, его перевоспитать, создать у него иной взгляд на болезнь, и иное отношение к жизни и 2) необходимость подчиниться известному больничному режиму, что является моментом, стимулирующим ослабленную волю. Результат получается лучший, чем от обычного вышеупомянутого шаблона, но, к сожалению, непрочный: 4-6-месячного влияния врача оказывается обыкновенно недостаточно, чтобы перевоспитать больного: отношение к жизни, взгляды на жизнь остаются прежними, и по возвращении в прежнюю обстановку снова мало-помалу развивается прежняя нервность, неуравновешенность, расслабление душевное и телесное. К тому же способ этот доступен немногим.

Вера создает те же условия в домашней обстановке, упование на Бога (со страхом – прогневить Бога) лучше всякого врача и наставника может оказывать психическое воздействие на человека, воздействовать на его волю тем ощутимее, чем сильнее эти чувства развиты в душе человека. А в подчинении режиму, который устанавливает Церковь для каждого принадлежащего к ней члена, заключается вполне достаточный источник для постоянного, каждодневного, ежечасного стимулирования ослабленной воли неврастеников. И действительно, жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими.

Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: “При неврастении, по преимуществу церебральной, главную роль играет умственное переутомление, особенно, если оно соединено с психическим возбуждением. Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции”.

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством.

Обращаясь теперь от нервной неуравновешенности, неврастении, истерии и подобного к болезням органическим, таким, как болезни легких, сердца, желудка, печени, мы увидим, что каждый подобный трудный больной является по большей части в то же время и неврастеником. Большинство жалоб и симптомов таких больных, начиная от подавленного душевного настроения, обуславливаются не самою болезнью, а тем психическим состоянием, которое производит в человеке болезнь. Участливое отношение, умело сказанное слово утешения быстро устраняют целый ряд мучающих больного симптомов. Упование на Бога, взгляд на смерть как переход только к иной, быть может, лучшей жизни и другие религиозные воззрения являются лучшим утешением, лучшим врачебным средством для каждого такого, часто неизлечимого больного.

Да, в тихом пристанище Христовом можно с пороком сердца, со всякою другою болезнью и лучше себя чувствовать, и дольше прожить, чем со здоровым сердцем и легкими, вечно носясь по волнующемуся страстями человеческому морю житейскому “с кораблем, потопляемым грехами”!

О возможности посредством молитвы исцелять не только душевные, но и телесные недуги свидетельствуют многие факты Церковной истории. Доктор Э.Лоран издал книгу под заглавием “Медицина души”, в которой с научной точки зрения доказывает, что молитва есть великое целебное средство при всех болезнях.

О влиянии молитвы на настроение, особенно молитвы общественной в храме, достаточно говорилось в первой главе.

Итак, резюмируя все сказанное, мы приходим к следующему заключению:

Одна их важных причин современной чуть ли не поголовной нервности есть маловерие. Для успешной борьбы с нервностью надо удовлетворить прежде всего следующим двум требованиям: укрепить веру в Бога и воспитать в душе человека христианский идеал и христианское отношение к жизни.

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места их Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть по крайней мере раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепит в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям.

Путешествие по святым местам действует в том же направлении, привлекая ум к небесному и воспитывая в нас любовь к Богу.

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода “искушений”. Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: “Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их”.

Еще два слова. Когда статья была уже написана, один мой знакомый прислал мне письменное возражение, сводящееся к следующему: “Неужели все люди немощны и окаянны, и неужели среди немолящихся и непостящихся нельзя найти лиц, стоящих ближе к христианскому идеалу, чем среди молящихся?”. Это возражение, быть может, и теперь возникает у некоторых читателей.

Что все люди немощны и наклонны к злому, будет отрицать только тот, кто гордостью ослеплен до умо- и чувствопомрачения. Это аксиома, вытекающая из самого элементарного самоанализа. С тем, что среди немолящихся можно найти лиц сравнительно высоконравственных, согласен, хотя с некоторой оговоркой. Не всякий говорящий о пользе ближнего и не всякий творящий даже полезные для ближнего дела, есть истинно хороший человек в христианском значении этого слова. Важно знать, из каких побуждений это добро исходит – из альтруистических или эгоистических, от доброты душевной или от гордости и тщеславия, или является продуктом известной хорошо оплачиваемой профессии и только.

Ведь и антихрист, как он изображен в повести Вл. Соловьева, будет творить много добра, облагодетельствует все человечество, но это не помешает ему при помощи своего мага Аполлония свести небесный огонь на двух честных умных и добрых старцев Петра и Иоанна за то только, что они сказали ему правду в глаза, не сошлись с ним в убеждениях и встал поперек его дороги (“Три разговора”,стр.183-184). Две лепты бедной вдовицы оказались угоднее Богу, чем богатый вклад в сокровищницу фарисея.

Согласие мое, однако, нисколько не умаляет всего написанного о молитве и посте. Жизнь человеческая очень сложное явление, указанные средства являются только одним из факторов, воздействующих на душу и тело человека. Другим немаловажным фактором являются природные дарования. Не подлежит сомнению, что не все люди от природы наделены одинаковыми дарованиями, одному дан один талант, другому два, третьему пять, четвертому десять. Дело все в том, что, не пользуясь средствами, указанными Церковью для нравственного усовершенствования, легко потерять и то, что имеешь, при пользовании же ими имеющий один талант удвоит его, имеющий два учетверит, а имеющий десять, иными словами, достаточно высоконравственный уровень и без молитвы и поста, достигнет истинной высоты, в которой так нуждается современное, живущее по новым взглядам , но окончательно падшее человечество.

Библиотека

Стань лучше.

Помоги ближнему.

О проекте Православие.By

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here