Самое подробное описание: иисусова молитва сердце - для наших читателей и подписчиков.
Иисусова молитва сердце
- 4JC.ru – ДЛЯ ИИСУСА
- ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
- Иисусова молитва
- Иисусова молитва: от слов к сердцу. Умносердечная молитва и «фаворский свет». Беседа четвёртая
Иисусова молитва: от слов к сердцу. Умносердечная молитва и «фаворский свет». Беседа четвёртая
Здравствуйте, друзья. Мы продолжаем знакомиться с иисусовой молитвой. После того, как вы преобрели навык молитвы «устной», можно перейти к следующей «ступеньке» — молитве «умной» или мысленной. На данном этапе вы уже не произносите слова молитвы вслух, но делаете это мысленно. Таким образом ваша молитва становится более «внутренней».
Умная молитва и упорядочивание эмоций
Характер умной молитвы таков, что повторяя мысленно слова молитвы, мы также размышляем над их смыслом. Эти размышления могут вызывать у нас чувства и эмоции, которые следует упорядочить. Например, может возникнуть глубокие чувства умиления, раскаяния и благодарности, которые в свою очередь вызовут сильные эмоциональные переживания (волнения, напряжения…). Вот их и нужно упорядочить, т.е. претворить в молитву, отдать Богу.
Вот почему среди советов о иисусовой молитве можно встретить рекомендацию, что слова молитвы следует произносить «плачущим тоном».
На что похож «плачущий тон»? Приходилось ли вам в детстве ожидать возвращение мамы в одиночестве? Возможно вы тосковали, не плакали, но тихонько «поскуливали» лёжа на своей кроватке… Кроме этого вспомните, как дети клянчат конфеты (с завидной настойчивостью и ритмичностью): «Ну м-Ааа-мочка! Ну д-Ааа-й…».
Похожая «тоска» по Богу может родиться в вашем сердце во время молитвы. Вы «вкладываете» эту «тоску» в слова молитвы (имитируя тон ребёнка, который клянчит). При этом вы не открываете рта, но на выдохе вы услышите негромкий горловой звук «хээ» своего дыхания.
После того, как вы приобрели навык мысленной (умной) молитвы, начинается новый этап — молитва сердца (сердечная молитва). Наставники иисусовой молитвы говорят о необходимости «спроводить» ум в сердце.
Смысл этого таинственного выражения заключается в том, что бы «положить» слова молитвы на ритм важего сердца, и как следствие, задать ритм всему вашему существу. Таким образом иисусова молитва становится молитвой целого человека, всецело поглащает его. Начало такой практики (делания) и есть начало непрестанной (неустанной) молитвы. Начало это, впрочем, достижимо обычными усилиями самого человека, в отличие от вершины сердечной молитвы — «фаворского света», «чистой молитвы»…
Для того, что бы «ввести» ум в сердце воспользуемся следующим известным психосоматическим методом.
1. Совместим молитву и дыхание. На вдох мысленно произносим «Господи Иисусе, Христе, Сыне Божий», на выдохе: «помилуй мя [грешнаго (-ую)]«.
2. Устремим внутренний взор наш вглубь, туда, где (как нам кажется) должно находиться наше сердце и на выдохе чувствуем, как туда приходит тепло. Для облегчения концентрации можно положить правую руку на грудь.
3. Концентрируемся на возникающим тепле, не переставая молиться.
Теплота и предостережение владыки Феофана
Тепло («теплота») — не является чем-то сверхъестественным, но лишь теплотой вашего тела, теплотой соматической. Это теплота ни вкоем случае, не является каким то особым достижением или, чего хуже, целью молитвы! Соматическая теплота — это инструмент, который может помочь нашему дальнейшему продвижению по дороге к «чистой молитве», но не есть, как я уже подчеркнул, целью в себе.
Феофан Затворник называет такую теплоту «кровяной», и она «будучи такою, не худа, если не состоит в связи с сластию похотною, хотя легкою; а если состоит, то худа и должна подлежать изгнанию» (Вып. 3, стр. 225-226, п. 529).
Действительно, не смотря на то, что мы концентрируемся на сердце, «кровяная» теплота может возникать в самых неожиданных местах, например на шее или ниже уровня сердца. Концентрация на теплоте ниже уровня сердца может привести к неуместному сексуальному возбуждению, о котором предостерегает Феофан. Что бы избежать такой «неправильной» теплоты следует постепенно «переместить» её путём концентрации чуть выше уровня соска груди (либо прервать молитву, пройтись и заново попробовать сконцентрироваться на сердце).
Самопроизвольная молитва и «фаворский свет»
Друзья, если вам удалось реализовать в себе сердечную молитву, и не только обрести (это не так уж сложно), но и сохранить такой навык, то это означает, что вы приобрели «самопроизвольную молитву».
Такая молитва неустанно «бежит» в вас, как ручеёк, независимо от того, чем вы в данный момент занимаетесь. Такая молитва происходит без усилий и всецело поглощает человека.
Последняя ступень иисусовой молитвы — «чистая молитва» — есть даром Божьим. Те, кто достиг этой ступени говорят, что здесь человек отдыхает в Боге и свободен от бесконечного потока образов, мыслей и чувств. Этот этап — вершина осознанного переживания присутствия Иисуса, переживание встречи с Ним в сердце.
Многие учителя иисусовой молитвы говорят об этом духовном опыте, как о «фаворском свете». Этим самым они сравнивают опыт «чистой» молитвы с опытом трёх учеников Иисуса, которые стали свидетелями Его Преображения на горе Фавор.
Очень важно помнить, что такая «чистая» молитва есть даром. А дары даются Богом, что бы служить другим людям. О даре молитвы можно просить, но его нельзя вырвать у Бога силой.
Спасибо, друзья, что дочитали до конца эту статью. В этом месте я хочу предложить вам посмотреть и послушать человека, который действительно знает о чем говорит.
О иисусовой молитве слушайте с этого времени — 2:50.
Отец Андрей, я рад за Вас что Вы выбрали правильный путь, и я Вас поддерживаю!
Мне очень приятно читать Ваш блог!
Я рад знакомству с Вами Андрей.
Мне бы хотелось иметь себе друга как Вы? И по говорить с Вами, у меня есть некоторые интересные Вопросы к Вам? но они не глупые, а в духовном понимании… Да хранит Вас Господь Отец Андрей!
Спасибо Вам, Игорь, за добрые слова и поддержку. С радостью постараюсь ответить на Ваши вопросы. Вопросы можно задавать также мне лично через фэйсбук… Божьего Вам благословения!
Отче Андрей, премного благодарна Вам за эти уроки молитвы, мне они очень и очень нужны! Буду стараться использовать их, потому что … плохая я молитвенница Молюсь, а мысли и чувства, особенно в какие-то напряженные периоды, захлестывают и ум, и сердце — и тогда остаются «голые» молитвенные слова! Однажды на роратах ксендз рассказал нам такую притчу. Бедный человек позавидовал богатому и спрашивает у него: — Отчего ты живешь так богато, а я так бедно? — Богатый отвечает: Потому, что я умею молиться и Бог меня слышит, а ты — нет. — А научи меня молиться, чтобы Бог и меня слышал! — Хорошо, давай попробуем! Читай «Отче наш», только ни на что, кроме молитвы не отвлекайся. Если дочитаешь до конца и ни о чем больше не подумаешь, я тебе своего коня подарю! — О! (подумал бедный), чего проще! — И начал бодро: «Отче наш иже еси на небеси… Послушай, а ты мне коня просто так отдашь или со сбруей?… ! … вот и я часто бываю такая вот бедная молитвенница, которая про сбрую, а не про Отче…
Пусть Бог блгословит Ваш труд! Як у нас кажуць — няхай Пан Бог адудзячыць.
Ирина, спасибо Вам за комментарий… Вы знаете, наверное нет христианина, который сказал бы о себе, что он является хорошим молитвенником. А если бы и нашёлся, то такой человек был бы либо наивен, либо горд, либо глуп. Саму технику молитвы освоить не сложно, однако не это самое главное в молитве! Опытные в духовной жизни говорят, что важнее чем вся «техника» молитвы — это стяжание смирения (не осуждать других людей, не гневаться, не раздражаться…). Те же опытные в молитве христиане говорят, что нужно оставаться верным иисусовой молитве и не ожидать скорого и явного результата (т.к. не в этом смысл), но Господь со временем даст человеку душевный мир… Оставайтесь с Богом.
В статье много полезных рекомендаций.
Согласна с тем, что важно размышлять над смыслом слов в молитве. (К сожалению, для некоторых людей молитва превращается просто в ритуал.)
А по поводу эмоций. Бывают моменты, когда я молюсь, не испытывая эмоций, хотя и искренне молюсь.
Мне лично приятнее молиться, когда есть эмоции. Без эмоций труднее. Но когда без эмоций я продолжаю молиться, для меня это — проявление верности и постоянства по отношению к Богу.
Иисусова молитва Сердца
Весь смысл и цель Иисусовой сердечной молитвы — соединиться с Богом.
Святой Иоанн Лествичник советует:
2 «Спросят: неужели, такой великий отец, живший в то время, когда умное делание процветало, ничего не говорит о молитве, совершаемой умом в сердце?
Говорит, но так прикрыто, что только те, кто знаком опытно с деланием этой молитвы, могут понять, о чём говорится.»
«Всё это свершается под водительством благодати Божией, по её благоволению и усмотрению.»
3 Святой Иоанн Лествичник призывает:
«нисходить умом в сердечный храм и оттуда призывать Благодать Божественную.»
Различает следующие этапы духовного продвижения:
На третьем уровне, молитва осеняется Божественною благодатью и открывается не только сердечное место, но и вся душа, и всё тело услаждается и повлечётся к Богу.
Для большинства молитвенный вход в сердце возбранён. Поймите, единственно перстом Божьим отверзается этот вход. И постепенно является Бог.
Научитесь Иисусовой сердечной молитве не от Ангела, не от человека, не из книги, но от Меня 4 .
Между раифскими иноками, для которых написана была Св. Иоанном «Лествица», процветала умная молитва. Святой Иоанн Лествичник выражается так:
Блаженный старец, иеромонах Серафим Саровский:
«Когда Господь согреет сердце твоё теплотою благодати Своей, и соединит тебя во един Дух, тогда потечёт в тебе эта молитва непрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя.» 8
Предварительно, надо освободиться от духов зла.
Слова молитвы следует произносить гортанно, с крайней неспешностью [медленно], как бы читая по складам.
Согласно Писанию, мы обязаны непрестанно молиться.
Умная сердечная молитва Иисусова — «очень воспламеняет в сердце твоём и разогревает».
Изречения Св. Исихия Иерусалимского:
Святые Симеон и Андрей:
«Ничто не доставляет такого свободного доступа к Богу, как решительное самоотвержение своей гордости, своего Я.»
«Когда примешь дар молитвы в тайном храме сердца своего, то шёпот уст твоих звенит далеко : и выходит пар из уст от действия Святого Духа.»
Внезапно может открыться дар знания иностранных языков 12 .
При нисхождении ума в сердце, человек приходит в состояние духовного упоения и некоторого самозабвения.
Смирение немедленно приводит сердце в умиление.
Молитва Сердца зиждется на послушании [воле Божьей] и смирении [к воле Божьей].
Подвиг души, подвиг молитвы, должен быть совершаем постоянно и непрерывно. От блаженного действия Святого Духа в человеке:
Умная сердечная молитва заповедана человеку Богом и в Ветхом и в Новом Завете.
«И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумом твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь! 14
Диавол обычно вместо теплоты наводит жжение, вместо тихой радости приносит бессмысленное бурное веселье.
Так распределяются три силы души:
Святитель Игнатий, епископ Ставропольский:
Но не всем дозволяется приступать к священнодействию умом в сердечной клети .
Приметы умной внутренней сердечной молитвы:
Если монахам воспрещается безвременное стремление к молитве, приносимой умом в сердечном храме, тем более воспрещается оно мирянам. : для предотвращения всех прелестей, последующих самочинникам.
Проблема состоит в том, как избежать многоразличных и многообразных прелестей вражиих, наводимых на эту молитву.
Иными словами, главный запрет на умную сердечную молитву — опасность впадения в какую-либо прелесть.
Преподобный Макарий Великий:
Действие сердечной молитвы старца Василиска
Изречения Филофея Синайского:
Святой Симеон Новый Богослов:
Ученик: Что значит место сердечное, о котором говорит Св. Симеон Новый Богослов?
Упражнение молитвою Иисусовою имеет два главнейших подразделения:
1 Ключ разумения: русские подвижники благочестия о молитве Иисусовой. — Москва-Екатеринбург: Издательский Совет РПЦ, Издательство Ново-Тихвинского женского монастыря, 2003. — 368 с
4 Мф. 11:29-30. «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдёте покой душам вашим. Ибо иго моё благо и бремя моё легко»
5 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 115. — М., 1994. — С. 97-98
6 Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 2 //Творения, Сергиев Посад, 1893. С 17-18
8 Преподобный Серафим Саровский. Наставление 32. //Архимандрит Сергий. Сказание о жизни и подвигах блаженных памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. — М., 1844
9 «В начале, сотворил Бог Небо и Землю». (Бытие 1:1)
10 дом Мой домом молитвы наречётся (Ис. 56:7)
13 Святого Григория Синаита можно признать восстановителем учения об умной сердечной молитве. И, во времена Григория Синаита, были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве. (Добротолюбие. — М.: Сретенский монастырь, 2001. — Т.1, Ч.1. С. 249)
14 Марк 12:30. Втор 6:
15 Добротолюбие, ч. 2-я. — с. 36-43
16 Добротолюбие, ч. 2-я. — с. 56-131
18 «Дух» обыкновенно называется «Сердцем», как и вместо слова «ум», обыкновенно употребляется «голова».