Самое подробное описание: иисусова молитва с чего начать - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Иисусова молитва с чего начать
(Категория: ДУХОВНОЕ ВОЗРАСТАНИЕ.)
Friday 11 October 2013 – 22:45:22
И в Византии, и на Руси иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне.
— казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании.
Каждый верующий человек хочет молиться. Святой Григорий Палама говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией — прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.
Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.
Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить.
Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнати, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.
Иисусова молитва для мирян. Разъясняют пастыри
Содержимое
Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?
Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами
– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.
Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.
Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.
Через молитву Иисусову мы со Христом везде
– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.
Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.
В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.
Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.
Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.
Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.
Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.
Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.
Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие
– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.
Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.
Статистика просмотров
Автор(ы) материала
Популярное за 7 дней
Нижнее меню
Просмотров сегодня: 3684
Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.
Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.
Иисусова молитва с чего начать
Иисусова молитва – с чего начать?
Это в первую очередь свт. Игнатий Брянчанинов с его трудами Аскетические опыты том 1 и 2. Рекомендую так же серию книг Новикова Н.М. Молитва Иисусова. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности и до наших дней, Меч воина⌡, О молитве Иисусовой. Аскетический трактат составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского. У автора данных книг есть свой Сайт Путь умного делания: молитва и аскеза.. nnproekt.ru. А вот когда вы будете молиться Иисусовой молитвой хотя бы пару лет, можно открывать и Добротолюбие.
Спешить никуда не надо, здесь важна постепенность. Первоначально молитв мало и желание исполнить дневное благословление и еще малость сверху присутствует в каждом из нас. Но этого делать ни в коем случае нельзя . важно исполнять послушание. Как заложишь в начале, так и пойдет дальше правильным строем, а будешь
Начиная молиться Иисусовой молитвой вы начинаете новую жизнь, сразу же приучайте ваше мысленное внимание держать в верхней левой части груди над соском, это теперь постоянное место вашего ума(стоять при дверях – место входа внутрь сердца). Надо помнить о том, что где наше внимание, там и наш ум. Когда вы произносите слова молитвы, то необходимо ваше внимание мысленно держать над соском левой груди, не позволяя этому вниманию соскальзывать ниже.
Для практического усвоения накладывайте правую ладонь на грудь под левый сосок, а внимание держите на палец или два над соском. Первое время внимание будет скользить вниз, но вы каждый раз возвращайте его на место.
Надо ни на какие мысли во время молитвы не обращать внимания, потому что все они от сатаны, а держать ум в словах молитвы. Он считает вас своей добычей, вы его пленник и вдруг этот пленник начинает призывать имя Христа, которое жжет сатану, отгоняет от вас. До этого вы читали правила, акафисты, готовились к исповеди и причастию, ходили на службы в храм и все это время совершенно не обращали внимание на ваши мысли.
Когда вы подойдете к верхнему потолку и почувствуете что это уже предел ваш, необходимо увеличить еще некоторое количество молитв и если с этим увеличением начнете не справляться, то опустите до того количества, которое и будет вашим потолком.
Когда вы поймаете себя на этой мысли, ручеек прекратит журчать, потому что вы пока трудник, у вас делательная молитва. Поэтому весь твой день должна быть молитва. Где бы вы не работали, чтобы вы ни делали, надо все время молиться. Поверьте опыту, молитва не мешает, а помогает и восполняет.
Если вы в это утро не причащаетесь и не исповедуетесь, то надо в любом случае вставать за час до выхода из дома, чтобы это время уделить молитве в тишине , пока все родственники спят и ничто вам не будет мешать и отвлекать. А придя в храм, умную молитву не оставляйте, продолжайте молиться. Во время Богослужения надо приучать себя к умному деланию и саму службу не опускать. Достигается это переходом на Мытареву молитву. Удивительно, но факт, данная молитва не мешает, а восполняет.
Памятка начинающему труд молитвы Иисусовой
• Перед началом молитвенного труда необходимо выбрать форму молитвы. Это может быть «Господи Иисусе Христе помилуй мя» или «…помилуй нас». При данном выборе человек должен руководствоваться своей совестью и Евангелием.
• Долго оставаться на степени устной молитвы не следует. Переходить на умную можно как только человек почувствовал вкус и горячее желание к молитве. Также можно пробовать ее в перерывах устного молитвенного делания.
• Необходимо сразу стремиться сочетать молитву с дыханием (как указывают отцы и, прежде всего, преп. Иоанн Лествичник), иначе она не укоренится. Любая беседа или занятие будут прерывать молитву и без дыхания восстанавливаться она будет неохотно. Дыхание является механизмом восстановления и удержания молитвы, а также выполнением Божией воли, озвученной через Пророка: «Всякое дыхание, да хвалит Господа». Сочетание молитвы с дыханием – очень важный момент, упустив который, многие бросили молитву и больше к ней не вернулись, по слову Спасителя «Многие поищут взойти и не возмогут».
• Дыханию среднего человека лучше всего соответствует пятисловная молитва («Господи Иисусе Христе помилуй мя/нас»), а не восьмисловная (Господи Ииусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»).
• Распределение слов происходит следующим образом. «Господи Иисусе» – вдох. «Христе, помилуй мя/нас» – выдох. Распределение слов по дыханию важно, так как нахождение правильного порядка позволяет добиться естественного ритма дыхания. Всякое напряжение или искусственность в данном случае вредны.
• Когда вы начнете «дышать именем Божиим» , то очень скоро поймете, что восьмисловной молитвой так молиться было бы неудобно. Не хватает глубины дыхания, ритм становится неестественно медленным. Дыхание приходится искусственно корректировать и следить за ним. Возможно, для людей с определенными физ. данными (например соответствующим объемом легких, ЧСС) восьмисловная форма и подойдет, но, повторимся, для среднего человека подходит лучше древняя форма, пятисловная.
• Молясь естественно в продолжении всего дня и выполняя апостольский наказ «непрестанно молитесь», человек должен выделять время для напряженной молитвы, по главной евангельской заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением, всей крепостью твоею».
• Такая молитва производится по времени или лучше, если обстоятельства позволяют уединиться, по четкам.
• Молиться по четкам мирянину можно и нужно, но людям при этом четки никогда демонстрировать нельзя, чтобы лишний раз жестоко не искушаться духом тщеславия.
• Техника напряженной молитвы описана в книге «Трезвенное созерцание». Мы позже постараемся ее коснуться отдельно. Также делателю молитвы в том, что касается техники, рекомендуется опираться на статью СНБ «О трех образах внимания и молитвы» в переводе Дунаева.
• Правило напряженной молитвы лучше всего поставить на утро. В любом случае надо стараться выполнить его как можно раньше в течение дня по причине того, что после напряженного правила (до пота) молитва обретает самодвижность и остаток дня творится сама, без особого усилия с нашей стороны. Господь дарует такое благодатное действие молитвы за предпринятый нами ради Него малый труд и слабые попытки исполнения Его заповеди.
• Начинать надо с получаса (по будильнику) или 3 сотниц по четкам. Во втором случае время определяется ритмом дыхания. Обычно 300 молитв занимают около 40 минут.
• Со временем необходимо довести свое правило до одного часа (по будильнику) или 500 молитв по четкам (занимает при нормальном дыхании примерно 1 час 20 минут). На часовую молитву перейти сложнее, чем кажется вначале. В сущности полноценный переход возможен скорее на степени сердечной молитвы.
• Это тоже очень важный момент. Без перехода на степень сердечной молитвы, очень сложно удержаться на умной и не бросить ее. Трудно, прежде всего, из-за обуревания помыслов. Человек начинает молиться умно и имеет, в результате, восстание духов и бесов. При этом, стоя умом в голове, он получает бурю помыслов, перед обилием которых в итоге пасует. Не находя, с течением времени, в себе сил заниматься молитвой противостоя этим помыслам, он отходит от нее, считая ее делом, как бы превышающим его силы. Делом монахов или даже преподобных, в то время как делание это поставлено в заповедь всем людям и дано апостолами за несколько веков до возникновения монашества.
• Все дело в том, что молитва его была лишена «глубины земли», как сказал Господь в притче о сеятеле.
• Сведением ума в сердца отсекается подавляющая часть помыслов.
• Надо найти сердце и ввести в него ум. Достигается это, вкратце, на вдохе, как бы сопровождая помысел молитвы (слова молитвы) по трахее, легким и до самого сердца. Практика поможет понять как это достигается.
• При этом надо понимать, что постоянное нахождение ума в сердце это дар Божий и просить об этом можно и сугубо.
• Стоящий у двери сердца", как пишет Лествичник.
• Ясно кто такие помыслы. За каждым помыслом стоят конкретные личности. И на определенном этапе делатель молитвы сможет видеть кто именно и за каким помыслом стоит.
• Но помысел в данном случае – это слова молитвы в сочетании со взглядом, вперенным в сердце. Даже пока делатель видит там только непроглядную тьму, взгляд этот нужно фиксировать на области сердца.
• Надо заключать ум в слова молитвы. Стараться четко осознавать смысл каждого произносимого слова. Возвращать убегающее внимание. В этом очень помогает взгляд, описанный пунктом выше.
• Помыслы желательно полностью игнорировать. Слишком назойливые или хульные можно изредка прекращать мысленным возгласом «не соизволяю!».
• Иногда прибегать к приему задержки дыхания и более медленному произнесению молитвы.
• Если делатель молитвы небрежет о делании покаяния, то со временем с большей вероятностью будет поруган тщеславием, уничтожающим все труды, или даже прелестью.
• Молитва и Плач – вот два крыла, на которых, по завету отцов, безопасно пересекается житейское море.
• Деланием покаяния, плача и слез приобретается смирение, надежно ограждающее молитвенное делание от падений.
• Каждый день в который мы не плакали о грехах своих, как говорили отцы, мы должны считать как бы потерянным.
• Для возгревания покаянного настроя очень полезна ежедневно Псалтирь и Апостол (в особенности послания ап. Павла).
• Чем строже пост, тем заметнее благотворное действие поста на молитву. Молитва облегчается, появляется самодвижность, усиливается теплота. При хлебе и воде это благодатное действие уже ощутимо. При голоде, особенно в сочетании с жаждой, молитва творится сама.
• Критерием поста должно быть не только и не столько само действие молитвы, сколько умаление через него страстей.
• Возможность усиления поста сильно зависит от физ. состояния и устроения человека. Главный принцип: если пост мешает телесному деланию (становится сложно делать земные поклоны, выполнять физ. работу, постоянно клонит ко сну), строгость поста необходимо ослабить или прекратить, доведя до уставного уровня.
• Также, если вследствие поста сильно приступает дух тщеславия, иногда его лучше нарушить или в какой-то мере ослабить.
• Всякий переход на другой уровень молитвы есть дар Божий, как и сама возможность молиться хоть как-то («о чем помолимся, якоже подобает, не вемы…»). Но для ускорения обретения самодвижной непрестанной молитвы очень важно заставлять себя произносить умно-сердечно молитву во время приема пищи.
• Каждый, кто попробует последовать этому простому совету, очень скоро увидит его пользу.
• Во избежание прелести следуй общему правилу всех святых отцов: Не принимать НИКАКОГО чувственного, то есть видимого телесным зрением, образа. Если он возник во время молитвы или вне правила: Закрой глаза, отвернись, перекрестись и произнеси «недостоин!», если можешь и попытайся восстановить молитву как сможешь, будь то устно, умно или сердечно.
• Страхования обычно бывают в форме шумовых эффектов: стуков, звонов, шорохов и пр.
• Также напускаются волны страха, иногда леденящего.
• Засыпать нужно всегда с молитвой Иисусовой (как и просыпаться).
• При страхованиях нужно перейти с обычной на напряженную, если возможно, сердечную молитву. Если они продолжаются, то надо крестообразно раскинуть руки, при этом неважно, находитесь вы в положении стоя или лежа и в таком виде бить врагов именем Иисус-Христовым. Этот способ завещан нам Иоанном Лествичником и другими святыми отцами.
• Молитва является мощнейшим оружием на сопротивных. Но мы должны четко понимать что именно является для них страшным мечом. Это – само Имя Божие. Не наша молитва, не ощущение теплоты, но призывание Имени Божьего является оружием «сильнее которого не найдешь ни на земле, ни на небе» (Иоанн Лествичник).
Android
Выбрать язык Текущая версия v.210.1