Самое подробное описание: художественная молитва иисусова - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
«Прилепи молитву к дыханию»
Православные исихасты-безмолвники были прекрасно осведомлены о важнейшей роли дыхания для «соединения человека с Божественным миром». Концентрируя внимание на Слове-молитве, они обязательно синхронизировали рецитацию Иисусовой молитвы с собственным дыханием.
Эта традиция вряд ли родилась в Восточном Средиземноморье: об этом нет никаких сведений в сохранившихся литературных источниках. Наиболее вероятно ее заимствование в древнеиндийской культуре. Тем не менее, уже в первых веках христианской эры она была адаптирована к местным условиям и стала неотъемлемой частью исихастского метода тренинга мозга, получившего яркое название «художество художеств» или «художественная молитва».
«Иисусова память да соединится с дыханием твоим!», — наставлял в V веке христиан великий подвижник святой Иоанн Лест- вичник.
Его поддерживает в VII столетии другой великий святой Исихий Синайский, предлагая метод борьбы с хаотическим рождением мыслей, желаний и ощущений — помыслами, мешающими взаимодействию с «иным миром»: «. Если хочешь покрыть стыдом чужды помыслы и непрестанно трезвиться сердцем, молитва к Господу Иисусу да прилепится к дыханию твоему, и в немного дней увидишь желание свое исполненным».
Исихий неустанно внушал христианам, что концентрация внимания на слове при синхронизации его рецитации с дыханием повышает эффективность психофизических упражнений:
«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца. Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели. Сие сладчайшее имя (Иисуса) да прилепится дыханию твоему, и тогда узнаешь ты пользу безмолвия».
«Художественная молитва» стала основным инструментом приобретения сверхвозможностей или стяжания Даров Святого Духа, в теологической интерпретации, не только у отшельников, но и в большинстве монастырей восточной христианской церкви. Причем иногда использовался вариант методики, когда объектом концентрация внимания становилось самое дыхание, а рецитация Слова имела подчиненное значение, акцентируя внимание на определенных этапах дыхательного процесса. То есть именно так, как было предложено в нашей методике.
Никифор, святой подвижник Афонской Горы, в XIII столетии отдавал предпочтение этой разновидности тренировки, под «сбором или хранением ума» подразумевая внимание14: «Сядь и, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понюдь его сойти в сердце и там остаться. Когда твой ум утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву. и никогда не умолкать».
Несколькими веками ранее преподобный Симеон Новый Богослов предлагал методику тренировки, которую можно интерпретировать, как использование в качестве объекта концентрации внимания сердца, при вспомогательной роли Слова и дыхания:
«Сядь безмолвно и уединенно, преклони голову, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом»
В XIV веке преподобный Григорий Синаит составил методику «художественной молитвы», ставшую в православии одним из источников громкого скандала и последующей богословской полемики.
«С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, низведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. » Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль».
Богословы увидели в предлагаемой позе, а также в задержке дыхания, соответствие практике буддийской или индуистской йоги, прямое заимствование из восточных культур. Более того, исихасты настаивали на том, что используемый ими метод позволяет общаться с Божественным миром и достигать самого Бога. Это в корне противоречило доктрине о непознаваемости Бога, которой в основном придерживались богословы западной, римской, ветви христианства. Несомненно, православный исихазм и его точка зрения на отношения человека с Богом не могли остаться без внимания. Итальянский грек Варлаам обвинил исихастов во всех смертных грехах и ереси и даже обозвал их «омфалопсихами» (от греч. «омфалос» — «пуп», «психе» — «душа, психика», то есть те, у кого душа в пупке), намекая, видимо, на восточные методы концентрации внимания на области пупка.
Однако архиепископ в греческих Фессалониках Григорий Палама, прошедший исихастскую школу в монастырях Святой горы Афон, в споре с Варлаамом сумел отстоять необходимость соединения молитвы с дыханием и естественность принятия молящимся некоторых телесных поз. Что касается пределов познания, то архиепископ, опираясь на жизненный опыт православных подвиж- ников-исихастов, доказал, что познание или общение с Богом возможно, но только в особом состоянии — созерцании, которое достигается исихастскими психофизическими методами.
Более того, Палама убедительно показал, что «священное безмолвие» вообще является основой христианского вероучения.
«Художественную молитву», в которой тренировка внимания основана на сочетании слова с дыханием, до сих пор используют в православных монастырях как на Святой горе Афон, так и в других местах православного Востока.
Афонские монахи использовали и методы регулирования соотношения между временем вдоха и временем выдоха посредством произнесения достаточно длинной Иисусовой молитвы в ее полной форме.
«Молитву пусть он произносит по одному разу на каждый вдох», — пишет в своем наставлении безымянный православный исихаст XIX века. Если большую часть молитвы произносить на выдохе, то время, за которое он производится, будет многократно превышать время вдоха.
«Молитва прилепляется к дыханию, а ум пробуждается и следит за ней. Со временем ослабевают страсти, умиряются помыслы и утихает сердце», — объясняет смысл «художеств» Иисусовой молитвы наш современник, архимандрит Ефрем, игумен Афонского монастыря преподобного Фелофея.
Однако в русском православии отношение к «художественной молитве» до сих пор остается сложным. О ее истинном содержании вряд ли подозревают не то что простые верующие, но даже монахи и священнослужители. Корни такой ситуации образовались во второй половине XIX века, когда епископ Феофан (Говоров), активный и искренний поборник исихазма, взял на себя огромный труд перевести на современный русский язык многотомное «Добротолюбие». Это была антология письменных работ христианских подвижников- исихастов, собранная афонскими монахами. Руководствуясь благими побуждениями, Феофан Затворник позволил себе изъять из русского перевода весь текст, связанный с описанием «художественной молитвы».
«Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если б это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к сей молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, — а иного, дивно сказать, в постоянное похотное состояние. Его потому надо и отсоветовать, и запрещать», — оправдывал свой поступок переводчик «Доброто- любия».
Суть дела, которое не до конца понял святитель Феофан, заключается в следующем. Действительно, в первоначальный период тренировки внимания при синхронизации рецитации рефла с дыханием, проявляются первые физиологические и психические симптомы изменения сознания. В их числе обычно бывают ощущения нарастания творческих способностей, «творческий зуд», «мечтания», а также повышение сексуальности, проявляющееся в усилении как желания, так и потенции, вплоть до эрекции половых органов. Особенно такие изменения заметны при концентрации внимания на дыхании. Однако эти симптомы — временное явление, при продолжении тренировок такие изменения, если их специально не культивировать, как это делают некоторые тантристские секты, проходят сами собой. Несомненно, такие изменения создадут на какое-то время неудобства в жизни монахов и лишние хлопоты по обузданию сильных чувств. Но следует иметь в виду, что цена отказа от таких хлопот — замедление продвижения по Духовному пути, которое было бы более быстрым при использовании тренировок с дыханием.
Феофан Затворник особое внимание в своих трудах и частных письмах обращает на появление при Иисусовой молитве особого рода «духовной теплоты», как на положительный признак изменения сознания. Эта «сердечная теплота» как раз и генерируется в дыхательных упражнениях.
Во всех духовных школах, где практикуется тренировка внимания на рецитации рефла, почти всегда используются дыхательные упражнения. Люди давно поняли, что использование дыхания в качестве самостоятельного объекта концентрации либо вспомогательного средства, сопровождающего рецитацию, существенно повышает эффективность освоения сверхвозможностей.
Не являются исключением и исламские духовные школы и направления, объединенные общим понятием — суфизм. Развитые, устоявшиеся представления о Духовном Пути к Богу здесь обязательно включают те или иные способы контроля за дыханием.
«Выдохи должно считать; каждый выдох без поминания Его (Бога) мертв, но каждый выдох с поминанием Господа — живой и связан с Ним», — вот типичный взгляд на дыхание у суфиев различных орденов и школ.
В средневековье в мусульманских Индии и Афганистане стали практиковаться при рецитации зикра длительные задержки дыхания. Кое-где, например, в современном Пакистане, и в наши дни можно встретить подобную практику. В иных школах еще в XIX веке упражнения с дыханием считались «тайным методом» достижения состояния созерцания (вадж), или экстаза, то есть «выхода» за пределы обыденного сознания.
Художественная молитва иисусова
Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака, и каким образом она может помешать благодати Божией?
Тексты, размещенные в данной библиотеке, могут свободно распространяться и выкладываться на других сайтах, если это не оговорено особо в самих текстах. При размещении на других сайтах просим ставить ссылку на данную библиотеку.
Сообщайте, пожалуйста, обо всех опечатках в текстах или неправильно работающих ссылках. Приглашаю желающих потрудиться к сотрудничеству, работа найдется для всех.
Художественная молитва иисусова
Иисусова молитва
Иисусова молитва отозвалась во мне неожиданно, как давно забытое под коркой суеты, соблазнов и неосуществленной мечты о Фаворском свете.
Великий пост, воспоминание о святителе Григории Паламе и его учении, фактически спасшем православие от поглощения его католичеством.
Но в храме на службе очень скромно упоминается это светлое имя, а о значении его учения и вовсе почти ничего. После службы иду на занятие воскресной школы, радуясь, что есть пространство для беседы, что смогу поделиться не только тем, кто такой Палама и его значение в православии, но и своими личными впечатлениями от знакомства с этим именем, с молитвой Иисусовой и Нетварном Свете.
Иду, переполненная знаниями, мыслями, книгами, написанными величайшими подвижниками православия о тайне Иисусовой молитвы и истории борьбы за нее: Никодим Святогорец, Николай Кавасила, Паисий Величковский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Мейендорф, Киприан Керн, Владимир Лосский …
И… наталкиваюсь на сопротивление, сопротивление по существу. Нет, не на отторжение Иисусовой (никто открыто ее не отрицает), сопротивление практике, изложенной в «Откровенных рассказах странника», которые для меня были когда-то не только литературным наслаждением, но и знакомством с поразительным опытом творения этой мистической молитвы.
Оправдывалось это, как ни странно, ссылкой на Игнатия Брянчанинова, точнее – на предисловие к известной книге “Беседа старца с учеником о молитве Иисусовой”, критиковавшего «Странника» и то, как в ней изложена молитвенная практика творения Иисусовой. На самом деле то было скорее самооправданием собственного бесплодного опыта, откладыванием самого важного на потом.
О трудах самого Григория Паламы вообще мало кто слышал, тем более их читал. И, в который уже раз, удивляет глухота, отсутствие привычки и необходимости углубляться в богословие, в суть православного учения «воцерковленных», то, что больше всего поразило еще тогда, когда стала только-только посещать храм.
«А может быть это естественно?» – все чаще оправдываю и я их. Богословие отталкивает языком, непонятностью, отдаленностью от жизни и практикующих молитву и свою веру как могут: молитвой, постом и посещением храма. Они восполняют богословие благочестием и безумным суеверием:
что кормление голубей приносит облегчение усопшим (потому что «голуби вымаливают даже самоубийц»), что России грозят евреи с их тайными планами порабощения русских, что запад растлевает души, что ИНН, новые паспорта с чипами, страховые полисы – печать Антихриста.
Что это? Мало популярных и миссионерских книг, которые могли бы перевести богословские научные истины на понятный и доступный каждому верующему язык? Раскол по существу между мирянами, монашестующими и богословами? Раскол настолько глубокий, что эти миры живут каждый своей жизнью, не пересекающимися в реальности? Или что в миссионерстве нуждаются прежде всего прихожане, как это ни странно звучит?
Поэтому к своему удивлению обнаружила довольно редкую сегодня книгу, подобную «Откровенным рассказам странника», которая, на мой взгляд, хотя и уступает литературным достоинством «Рассказам», с лихвой компенсируемое доступностью простым людям и верующим.
И даже малообразованные один за другим говорят о книге «Святогорец» инока Всеволода (Филипьева), ищут несуществующую старинную икону «Дарование молитвы», которая является действующим лицом наравне с живыми героями повести-притчи и даже есть в книге рисунок иконы, которого нет ее в числе иллюстраций, выложенных в Интернете.
Потому что это известная старинная икона «Одигитрия», названная “Дарование молитвы”, в которой на благословляющей руке Младенца есть четки, как символ Иисусовой молитвы. Весь Интернет прокачала в поисках несуществующей иконы «Дарование молитвы», пока не поняла, что такой иконы на самом деле не существует.
Икона “Одигитрия” в окладе. Афон
Но есть повесть-притча, подобная «Откровенным рассказам странника», которая снова возбуждает интерес к молитве Иисусовой, дающая надежду и простым мирянам о возможности ее творения, хотя существует совет Игнатия Брянчанинова и Паисия Величковского приступать к сей молитве с большой осторожностью.
Но пойдет ли этот интерес дальше – к практике и богословию? У кого-то пойдет, но большинство, наверное, останутся на месте, как те, которые купили “Святогорца”, потому что вокруг книги много разговоров, но почему-то ее не читающие. Но может быть это и хорошо? Меньше будет ошибок и иллюзий относительно легкости творения Иисусовой?
Но есть несколько отрывков из новой книги, в которой многие узнают и себя:
«На велосипедном колесе спицы не могут соприкоснуться друг с другом на внешнем ободе, а соединяются только в центре. Так и в жизни. Сколько бы люди ни стремились друг к другу, между ними всегда остается расстояние. Встретиться они могут только по мере своего приближения «к центру колеса», то есть к Богу».
«Современный мир ничем не удивишь. Только одним – бескорыстной любовью, искренним состраданием, непрестанной молитвой, сияющей чистотой. Вот тогда люди поверят».
«Мечтали когда-то о молитве Иисусовой, да давно уже расстались с такими мечтами. Посмотришь на четки, а взять их не получается – руки заняты мобильным телефоном, или рулем автомобиля… Помыслы двоятся: думаешь, что постоянно общаясь с людьми, занимаешься миссионерством, с другой стороны, наблюдая себя, видишь, что с годами откатываешься куда-то назад…»
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
About Тина Гай
Статьи на эту же тему
Страстной цикл А.С.Пушкина. Подражание…
Икона «Рождество Богородицы»
Альфа и Омега. Похвала Книге и Человеку читающему
Книжная новинка-2. Ася Анистратенко
Праздник Рождества Христова
Праздник Сретение Господне
Евхаристия, часть 2.
15 Responses to Иисусова молитва
Да, в данном случае я не согласна с А.И. Осиповым, как и Вы, хотя по большинству вопросов с ним соглашаюсь. Но в данном случае — нет. Я очень люблю «Откровенные рассказы странника» и считаю ее чрезвычайно полезной. Амвросий Оптинский и Феофан Затворник жили монашеской жизнью и, мне кажется, больше имели право высказываться по поводу Иисусовой молитвы, хотя бы потому что это — монашеское делание, в первую очередь, а миряне могут ее осваивать по собственному желанию, хотя тот же старец Паисий Величковский предупреждал об опасности этой молитвы для миран.
Оптинские старцы всем новоначальным давали книгу Откровенные рассказы страника духовному своему отцу чтобы учились молитве, более того Амвросий оптинский даже дописал последние главы, а феофан затворник отредактировал ее. А осипов к сожалению ошибается и по поводу этой книги и вообще у него много ошибок, но чтобы их увидеть много надо читать святых отцов и сравнивать с учением оипова и тогда явно удет видно!
Спасибо, Алексей. Я люблю слушать лекции А.И.Осипова. С чем-то можно не соглашаться, как, например, с его мнением об Иисусовой молитве, но многие вещи он говорит верно. По крайней мере, мне так кажется. М.б. кто-то с этим не согласится. И в этом не вижу большого греха. Главное, чтобы человек искал свой путь, больше читал и слушал, чтобы понимать, где зерна, а где — плевелы.
Рад Тина, что вы не оставляете книгу «откровенные рассказы странника», читайте её. Сам временами перечитываю и поражаюсь её мудрости и простоте языка, когда о великих вещах написано просто.
И Иисусову молитву читайте, не смотрите на большинство, которые пренебрегают молитвой (но не осуждайте их), а молитвы держитесь.
Очень прискорбно, что у А. Осипова был наставник игумен Никон (Воробьев), но сам А.И. пошёл другой дорогой.
Он пишет, ссылась на святителя Феофана Затворника, что в одном письме святитель пишет, что в книгу странника не смотрите, она изображает внешний чин для вас непригодный. Обратите внимание, что святитель писал конкретному человеку, что лично для него непригодны те приёмы, которые применял странник (художественное творение Иисусовой молитвы умом в сердце). А Алексей Ильич распространил на всех данный совет и уничижил книгу странника.
Но сам святитель Феофан написал, что учение о молитве в «страннике» изложено верно. (о чём было написано в одной из книг странника, изданной за 1991 г.) (если вам будет интересно напишите на мой эл. адрес и вам вышлю эл.книгу «странника» за 1991.
Любопытство, которое привело странника к молитве Иисусовой нужно правильно понимать и более считать гласом Божиим, ибо множество святых услышав в храме какие-то поучения из Священного Писания прилагали это к своей жизни. ТАК БЫЛ ПРИЗВАН ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (о чём можно прочитать в его житии)
Ошибки в книге А. Осипова значительны и более того он неопытен в молитве, из его слов это можно понять. Разбирать их времени слишком много уйдёт.
Мир вам и не оставляйте Иисусову молитву.
«А.И. Осипов раскритиковал книгу «Откровенные рассказы странника», назвав его опыт «прелестью», да ещё сказал, что его практика противоречит святителю Игнатию, хотя нигде в творениях святителя Игнатия о книге «рассказы странника» не упоминается.Тогда на чём основаны его рассуждения?»
Да, это я почувствовала, когда в Воскресной школе говорила об Иисусовой молитве и на мена обрушилась такая агрессия за то, что я рекомендовала всем прочитать «ткровенные рассказы…» сл ссылкой на Осипова и И.Брянчанинова, что я даже опешила. Но вот после Вашего комментария взяла опять в руки книгу И.Б. «Беседа старца с учеником об Иисусовой молитве и поняла, откуда взялась эта агрессия. В предисловии к этой книге в пух и прах разбиваются все рассказы странника о его опыте обращения к молитве: и о том, что его к ней привело любопытство, а не стремление к покаянию, и о тех двенадцати тысячах, которые упоминаются в тексте, на что автор предисловия указывает, что если следовать рекомендациям И.Б. — 100 молитв за тридцать минут -, то нашему страннику для прочтения 12 000 потребовалось бы 60 часов. И все это со ссылками на труды святителя и его письма. Конечно, когда прочитаешь такое предисловие, то уже никакие «Откровенные рассказы…» не будут интересны, а будешь их воспринимать не более чем литературу и сказку. Но я, немотря ни на что, люблю «Откровенные рассказы…» и даже купила новое их издание, т.к. старое рассыпалось. Но я понимаю и тех, кто так агрессивно не принимает их, потому что они верят не себе и своему опыту, а кому-то: Осипову, автору предисловия, о котором упоминала, а Отцов церкви мало кто читает. Но сама я когда прочитала Паисия Великчковского об Иисусовой молитве и о тех соблазнах, которые возникают у мирян и у монашествующих, которые начинаю осваивать Иисусову, то тоже возникло опасение, стоит ли так активно ее пропагандировать, если молитва не так проста, как кажется. Тем более, что опытных в этом молитвенном делании вообще в округе не наблюдается. И каждый творит ее как может.
«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» замечательная книга, которую читали не одно поколение православных христиан и будут читать и в будущем несомненно.
Путь странника — особый. Благодать Божия вела его к древней практике исихазма непрестанной молитвы Иисусовой.
Книга «откровенные рассказы странника» приоткрывает нам завесу молитвенного делания монахов. Молитву Иисусову читают и миряне, и священнослужители, но высшее её назначение в монашестве. Ибо для монаха — непрестанное моление именем Господа Иисуса Христа — обет, который он даёт при постриге.
Понять книги, написанные благодатными Святыми Отцами в древности о практике молитвы Иисусовой можно только самому приобщиться к деланию Иисусовой молитвы.
Мы — современные христиане удалились от христианской жизни, поэтому и с трудом понимаем учение Отцов.
Никто на Страшном Суде Христове не оправдается словами незнания, не слышания Слова Божия, оскудением духовных наставников, церковными нестроениями, соблазнами среди христиан. Наше время, как предсказали древние — путь делания, растворенного смирением. Поэтому, когда мы видим сегодня современных богословов, которые «гремят» в мIре, то с большей уверенностью можно сказать, что они проповедуют ложь.
А.И. Осипов раскритиковал книгу «Откровенные рассказы странника», назвав его опыт «прелестью», да ещё сказал, что его практика противоречит святителю Игнатию, хотя нигде в творениях святителя Игнатия о книге «рассказы странника» не упоминается.Тогда на чём основаны его рассуждения?. Решил, что невозможно в сутки прочитать 12000 Иисусовых молитв. Но это неверно в корне, и исходит не из практики.
Послушник Николай (будущий старец Никон Оптинский исповедник) спросил своего старца Варсонофия, как он прочитывал за час 1000 Иисусовых молитв — это ведь невозможно. То старец Варсонофий ответил, сейчас невозможно, а потом увидишь. Поэтому Иисусова молитва это величайшая тайна, её постигают только смиренные делатели, которые смогут уразуметь великие писания древних Отцов.
К молитве Иисусовой приступает немалое число людей. Но мы хотим раскрыть благодать, заключенную в молитве Иисусовой, но понести трудности на сем пути не можем и не хотим. А делание Иисусовой молитвы дело не одного дня, но многих годов и многого времени.
Прочитайте писания, письма Оптинских старцев о молитве Иисусовой и приступайте, не откладывайте четки в сторону. Оложите руль, телефон.
Спасибо, поищу обязательно. Я ее уже искала, полдня, но ничего не нашла. Попробую последовать Вашему совету — найти старца Рафаила (Берестова). Нашла и дальше? Вы мне дайте,пжл, адрес по которому вы нашли эту икону.
Икона Дарование молитвы существует. Найдите в интернете старца Рафаила (Берестова) или название иконы, но вот её история под вопросом.
Да, Тина, совершенно верно, я с большой пользой и интересом прочитала Вашу статью!
Я думала, что меня многие уже и забыли, ведь перерыв был таким долгим, а в Интернете есть столько всего интересного. Спасибо, что остаетесь моим читателем.
Как же рада опять читать Ваши статьи.
Надеюсь, что с пользой для себя прочитали и посмотрели.
Валдис, дело в том, что Иисусова молитва — это не та молитва, которую Вы имеете в виду («Отче наш…»), что дается в Евангелии от Матфея. Иисусова молитва — это краткое призывание имени Господа «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва практиковалась с давних времен монахами. И практика эта стала причиной паламитских споров 13-14 века. И сегодня к этой молитве следует подходить с осторожностью, о которой и говорит А.И.Осипов.
Мне было интересно прочитать ваш пост и читая его я думал, а что же такое Иисусова молитва? И на ум приходило Евангелие от Матфея шестая глава, где Иисус рассказывал о том, где надо молиться и как. Я потом прочитал в википедии, что под этим [Иисусовой молитвой] подразумевается другое…, но все равно для меня это странно. На видео после поста задается вопрос, есть ли правило для Иисусовой молитвы и как правильно ее творить? Я не понимаю, почему люди не ищут ответы в Евангелие, а спрашивают у других людей их мнение. Я не против обмена мнениями, но почему самому не прочитать Благую Весть, там все написано.
И еще. Нужно всегда и за все людям говорить спасибо. А формирование слова спасибо, как известно — Спаси Бог!