Самое подробное описание: главная молитва рождество - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы
В один из светлых дней на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Дева Мария, Мать Спасителя Мира. Этот день издавна считается днем великой радости. Верующие люди одеваются в чистые нарядные одежды и отправляются в Божьи храмы. Ими возносится к Небесам молитва Рождество Пресвятой Богородицы, благодарность и хвала Всевышнему за дарованное спасения, прощения грехов и возможность вечной жизни во Царствие Небесном.
Пред иконой Рождества Богородицы можно просить как за себя, так и за близких, друзей, недоброжелателей. Пред Пречистым Ликом полезно молить о даровании детей бесплодным женщинам. Матушка слышит все просьбы и никогда не игнорирует их. Она всегда предстательствует пред Своим Сыном о милости к людям, о спасении грешных душ, ведь каждый человек рождается во грехе.
История праздника
В Назарете жил Иоаким, бывший потомком царя Давида, со своею супругой Анной. Их семейство было благочестиво, смиренно и милосердно. Они очень любили Бога и всех людей. Дожив до глубокой старости, муж и жена не сподобились родительского счастья. Но даже несмотря на преклонные лета, они не переставая молили Христа о рождении в их семействе долгожданного чада. Они пообещали Всевышнему, что если Он подарит им дитя, то они отдадут его на служение Богу.
В один из православных праздников Иоаким, как обычно, принес в церковь жертву в дар Богу. Но случилось так, что первосвященник не принял ее, посчитав старца недостойным ввиду его бесчадия. В глубочайшей печали Иоаким ушел в пустынные земли и там, со слезами на очах, непрестанно молил Господа о даровании младенца. Его супруга Анна, узнав о произошедшем в Божией обители, пошла в свой фруктовый сад, села под лавр и стала наблюдать за птичьим гнездом, в котором громко пищали новорожденные птенцы. Подумав о том, что даже пернатые имеют детей, а у нее нет утешения в старости, она полные слез очи возвела в синее небо. И внезапно пред ней явился Ангел, возвестивший, что вскоре она зачнет и родит дочь, через которую получат благословение и спасение народы всей земли. В тот же момент посланник Господний оказался перед Иоакимом и возвестил о том, что Бог услышал его молитвенное прошение и скоро Анна будет беременна дочерью, которая дарует радость всему миру. Ангел велел старцу идти в Иерусалим к Златым вратам и искать там супругу. Удивившись и несказанно обрадовавшись, Иоаким поспешил к храму, где встретил молящуюся жену.
Господь исполнил моление супругов и через 9 месяцев в семье родилась дочь — будущая Мать Господа, Спасителя мира. О ее рождении пели небо и земля, а счастливый отец принес Богу богатые дары и жертвы. Затем он устроил богатый пир и все гости радовались, веселились и славили Всевышнего.
Краткое житие Богородицы
До 3-летнего возраста девочка росла в родительском доме, а затем, исполняя обет, родители привели ее в храм, где она осталась жить. Вместе с другими девицами она изучала Закон Божий и Священное Писание, обучалась рукоделию.
Она служила Богу, не зная греха. Девушка дала обет Богу не выходить замуж и навечно остаться Девой. Ее душа оставалась чистой и светлой, не смотря на то, что жила она во время нравственного падения людей. Многие набожные люди ожидали прихода Отца Небесного в мир для исправления веры, чтобы Он не допустил погибели человеческого рода.
Вскоре Иоаким и Анна умерли. Когда Марии исполнилось 14 лет, ей уже нельзя было оставаться в храме. Священник, зная об обете целомудрия, формально обручил ее со своим дальним родственником, старцем Иосифом, который должен был охранять девство Марии и заботиться о ней. Дева поселилась в его доме, жила скромно и уединенно.
Прошло время и архангел Гавриил возвестил Марии Волю Божию: Она избрана Матерью Спасителя Мира, зачатие свершится по действию Святого Духа. Родится мальчик и имя Его будет Иисус. Через 9 месяцев это событие свершилось.
Мать находилась в постоянной тревоге за своего Сына, во всех Его странствованиях была рядом, помогала в трудностях, обустраивала Его отдых и покой. Венец Его земной жизни принес великую скорбь Матери: Она в неописуемом горе стояла у Креста Своего Распятого Сына и с трепетом слушала предсмертные сыновьи наставления и заветы. С Ее благословенных уст не слетело ни одного слова отчаяния, укора или проклятия, Мать все предала Воле Божией.
Об Ее Успении архангел Гавриил известил за 3 дня. В час Ее кончины жилище, где возлежала Дева, озарил необыкновенной красоты свет. Сам Сын Божий, в окружении ангельского воинства, спустился с Небес и принял чистую душу Своей Матери. Ее тело было похоронено в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы, рядом с телами предков, святых праведных старцев Иоакима и Анны. А позже Преблагословенная Дева явилась апостолам и возвестила: «Радуйтесь! Я с вами во все дни»!
Описание образа
Святая мать Анна расположена в левой части иконы. Ее лицо озарено великой радостью и счастьем. На древней иконографии праведница изображена полусидящей на высоком ложе и ее образ изображен более крупным, чем остальные. Пред ней стоят женщины с дарами, а рядом с роженицей находится бабка-повитуха и служанки, омывающие в купели новорожденную младеницу. Нередко на образах Богоотроковица изображена возлежащей в младенческой колыбели. Но несмотря на то, что Мария является главной героиней иконы, ее изображение находится не по центру. Этим самым «картина» Рождества указывает человечеству на то, что невзирая на важность и значимость в любой ситуации следует оставаться скромным и смиренным рабом Божиим.
На образах, написанных в более поздние времена, рядом с Анной изображен Иоаким и чуть вдалеке стоит стол с богатыми явствами, порхают птицы и переливаются голубые волны водоема.
Правила моления
Читать можно как стандартные молитвословия, так и выражать благодарность и просьбы своими словами. Молиться желательно в Святом Храме, но не возбраняется возносить слова молитвы в домашних условиях перед иконой, расположенной на иконостасе в Красном Угле. Обязательное условие — молитвенник должен быть членом Святой Соборной Апостольской Православной церкви, то есть крещеным в Православии христианином. Перед тем, как взять на себя молитвенный подвиг, рекомендуется заручиться благословением священника православного прихода, духовника. Желательно помочь нуждающимся, подать милостыню бедным и нищим, отдать десятину или любое посильное пожертвование в храм.
- молитва должна идти из глубины сердца;
- в момент обращения к Пресвятой Деве нужно отбросить гордыню и злобу, что является грехами, и проявить смирение и веру в силу молитвы;
- молиться нужно постоянно, а не тогда, когда «приспичит»;
- при молитве к Богородице о здравии своем или близких, в момент прогрессирования недуга, необходимо вызвать врача;
- когда недуг начнет отступать от тела, ни в коем случае нельзя «отпускать» молитву, обязательно нужно благодарить Всевышнего, Пресвятую Марию и всех святых за поданное исцеление.
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.
Важно! Любая молитва будет услышана тогда, когда молитвенник будет во всем полагаться на Волю Божию. Если же любовь ко Христу у него отсутствует, то не стоит рассчитывать на помощь с Небес.
Через Пресвятую Деву Марию каждый просящий, из уст которого слышится молитва Рождество Пресвятой Богородицы, молящий о предстательстве и защите, чувствует Божественную Благодать. Ведь Преблагословенная Дева не только родила Спасителя Мира. Она непрестанно молится за все человечество, за праведников и грешников, свидетельствует о них пред Сыном Своим.
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы совершается ежегодно 21 сентября. Это не переходящий праздник и его дата остается всегда неизменной.
Рождество Твое, Христе Боже наш… Главные молитвы Рождества: перевод и текст
Рождество Твое, Христе Боже наш…
Главные молитвы Рождества: перевод и текст
В православном богослужении во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):
«Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»
«Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; (в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»
В ходе Всенощного бдения уже самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:
С лава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»
В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.
Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.
Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Главные молитвы Рождества Христова…
Меня просят прочитать из раскрытой книги по-церковнославянски, задают вопросы о богослужебном Уставе, просят спеть. У меня кружится голова и пересыхает в горле – какое там петь… Под конец «гоняют» по тропарям и кондакам больших (их полтора десятка) праздников. Вспомнить навскидку нужную молитву, относящуюся к тому или иному празднику, непросто, да еще волнение, да еще, пока готовился к экзамену, много всего в голове перемешалось… С помощью Божией справляюсь и с этим.
Не удивляйтесь потом, что священнослужители так легко и с ходу могут прочитать или пропеть молитву любому крупному празднику
В тропаре (уменьшительное от греч. tropos – троп) раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.
В кондаке (с греч. буквально: деревянный валик, на который накручивается свиток, метафорически – сам свиток) богословско-поэтически рассказывается история праздника.
Каждый человек, молящийся словами тропаря или кондака, высвобождает столько энергии из этого молитвословия, сколько может воспринять, а там остается еще и еще… хватит даже на людей самого высокого духовного и умственного уровня.
Русский перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Этот свет, если мы впускаем его в нашу душу, изгоняет оттуда мрак, наводит порядок в мыслях и указывает направление, в котором нам надо двигаться чтобы достичь Спасения. Вместо ложных векторов, указывающих путь куда угодно, но не к Жизни Вечной, дезориентированному современному человеку Христос предлагает самый истинный и верный путь: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). В свете этого, еще раз перечитайте начальные слова тропаря: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…
…Только вчера я прочитал статью о колоссальном Асклепионе в малоазийском городе Пергам. Поясню, что Асклепионом назывались храмы и медицинские комплексы, построенные в честь языческого бога врачества Асклепия. Сюда стекались десятки тысяч людей, мучимых разными недугами. Люди проходили врачебные процедуры и молились. Многие исцелялись. Важно отношение к этому культу христиан: «Археологические раскопки в Асклепионе позволяют сделать вывод, что уже в IV веке на территории санктуария существовал христианский храм. Церковь предложила людям обращаться с молитвами не к земному спасителю, но к Спасителю Небесному. Раннехристианская история не фиксирует фактов противостояния Церкви и Асклепиона, он продолжал функционировать ещё долгие столетия. Языческие храмы комплекса стали христианскими, а врачи-целители, приняв христианство, продолжали исполнять свой высокий долг. Церковь, принимая достижения античной медицины, очистила её от языческих наслоений и показала, что исцеление, как результат врачебного опыта и знаний, находится, однако, в руках Того, Кто является истинным Господином и жизни и смерти» (1).
Таких моментов можно найти много. Христиане признают, что Бог обращается и к язычникам на понятном им языке, при помощи близких им знаков. Важно, чтобы человек этот знак увидел и услышал обращенное к нему слово. И пришел не к кому иному, а ко Христу.
После того как взошло и все осветило полновластное солнце, нет нужды в иных светилах (луне, звездах), до восхода солнца боровшихся с тьмой. Вот так же и с приходом Христа – Солнца Правды становятся ненужными все дохристианские формы религиозности и богопочитания.
Поклонение Новорожденному Иисусу волхвов – чрезвычайно важный в богословском отношении факт: мудрецы и религиозные вожди дохристианского человечества – колдуны, маги, поклоняясь Иисусу (поклонялись, т.е. падали ниц, только перед царем), тем самым слагают с себя полномочия. Он – новый Царь и Первосвященник, Который поведет за собой род человеческий.
Русский перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог!
И Дева, рождающая Сверхсущественного (- а как еще выразить тайну природы Иисуса?);
И наша планета, предоставляющая теплую уютную пещеру Тому, для Кого люди не соизволили потесниться и не дали места.
Здесь Ангелы с пастухами поют гимны Новорожденному Спасителю;
Волхвы бредут сквозь ночь, ориентируясь по Вифлеемской звезде…
А все потому, что ради нашего Спасения, ради Жизни блаженной и вечной в радости Господа, к нам пришел Его Сын.
Все это – темы не той истории, а всегдашней истории, и нашей в том числе. И с кем быть: с любящими Христа и служащими Христу, или с теми, кому до Него нет дела, а то и с теми, кто враждует против Него, – этот выбор мы делаем каждый день.